В России продолжается реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С 1 января 2019 года во всех регионах страны забота о мусоре ляжет на плечи вновь созданных структур – региональных операторов. Громкие скандалы со свалками в Подмосковье и других субъектах окончательно убедили власти в необходимости решительных преобразований. Между тем в большинстве регионов институт регоператоров только формируется. Какие подводные камни содержит реформа и кто готов защитить интересы регоператоров, «ФедералПресс» рассказал исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Когда возникла ваша ассоциация и с чем это было связано?
– Организация основана недавно, в конце 2016 года. К тому времени регионы только начали реализовывать положения федерального закона «Об отходах производства и потребления», которые предписывали создание института регоператоров. В реформу оказались вовлечены все: органы власти, депутаты Госдумы, профильные министерства. Но забыли спросить мнение тех, кому в новых условиях жить и работать, кто будет обеспечивать весь цикл обращения с отходами. При всем уважении к общественникам, необходимо компетентное видение ситуации профессионалами. Бизнес рискует своими финансами, ежедневно избавляя нас от мусора. Для того чтобы был слышен голос непосредственных исполнителей реформы, и была создана ассоциация «Чистая страна».
Мы отстаиваем интересы членов ассоциации на разных уровнях: от местного до федерального. Но организация не занимается извлечением прибыли, мы некоммерческая структура. Если членов нашей ассоциации ущемляют, мы молчать не будем. Если у бизнеса есть конструктивные предложения, замечания к реформе, мы обязательно донесем их до властей.
Кто входит в ассоциацию?
– У нас крупнейшее отраслевое сообщество, мы объединяем около 50 компаний. Среди них – региональные операторы, предприятия, выпускающие коммунальную технику и оборудование, мусороперевозчики. Члены ассоциации обеспечивают обращение одной трети ТКО страны.
На данный момент мы полностью погружены в реформу: в становление института региональных операторов, стимулирование возникновения благоприятных условий ведения бизнеса в этой сфере. На базе ассоциации делимся знаниями, технологиями работы. Это необходимо, так как раньше сбор мусора был замкнут на муниципалитетах и мало кто интересовался, что происходит за их пределами. Сейчас произошло укрупнение функций до регионального уровня. И участникам реформы необходимы консультации, как действовать в измененных условиях. Мы запустили цикличные вебинары, обучение ведется в том числе за рубежом. Налаживаем контакты с правительством, Минприроды, ФАС, профильными комитетами Госдумы, Советом Федерации. Плотно работаем с банками, лизинговыми и страховыми компаниями для обеспечения устойчивости операций в отрасли.
В следующем году в Московской области стартует программа по раздельному сбору мусора. Как приучить людей раскладывать по разным бачкам отходы, когда их столетиями валили в одну кучу?
Мировая практика показывает, что воспитывать надо с детских садов, с малых лет. И этот процесс уже идет. Ассоциация предоставила материалы для обучающих книжек, рассказывающих детям об экологии и раздельном сборе отходов доступным языком. Книги распространяются по школам, детским садам. Сортировать мусор и взрослые научатся достаточно быстро – не стоит наших граждан недооценивать. Даже сейчас многие это делают без всякой экономической мотивации. Когда появится мотивация, сортировать начнут почти все. В ряде городов Подмосковья – в Шатуре, Дубне, Мытищах – уже оборудованы площадки для раздельного сбора. Есть успехи в Саранске.
Раздельный сбор – это диалог между властью, бизнесом и населением. Хотя он не так выгоден, как принято считать. Сеточный контейнер вмещает 10–12 килограммов пластика стоимостью 200 рублей. А трат немало: с общей кучей ТКО смешивать нельзя, нужен отдельный мусоровоз, топливо, зарплата водителю. В общем, уверенность, что это является прибыльным бизнесом, – миф. Но раздельный сбор мусора в России внедрять обязательно надо.
Эта тема глобальна: население Земли растет, виды отходов меняются. С 1976 года пластик стал самым популярным материалом в мире. Пакет из супермаркета пригодится на 10 минут: донести продукты до дома. А затем он 500 лет разлагается. То же самое с пластиковой бутылкой: допили и выбросили. Надеюсь, через 5–10 лет культура обращения с отходами, прививаемая сейчас, даст зримый эффект.
Объясните, зачем вообще понадобилось выстраивать институт регоператоров?
– У нас распространено полигонное захоронение отходов. Почти нет мусоросжигательных заводов и так мало сортировочных пунктов. Раньше процветал серый бизнес, когда недобросовестные компании, чтобы не платить за въезд на полигоны, захламляли мусором леса, овраги, берега водоемов.
А регоператор обеспечивает комплексное обращение с мусором. Он подписывает контракты с теми, кто вывозит отходы, с теми, кто их сортирует, утилизирует и захоранивает. Оператор может сам выполнять все эти услуги при наличии оборудования и техники. И только он имеет право выставлять квитанцию за уборку мусора. Это позволяет консолидировать финансовые потоки и отстранить серый бизнес от денег.
Рынок еще не сложился, но имеет колоссальные перспективы. Как только система регоператоров заработает в полном объеме, туда направятся большие средства. Люди, утверждающие, что к январю будущего года реформированная система не будет жизнеспособной, просто не хотят соблюдать новые правила.
Все субъекты России выбрали своих регоператоров?
– По состоянию на середину августа в большинстве регионов отобраны 205 операторов, порядка 40 из них приступили к работе, 168 – готовятся приступить. Некоторые еще не приступили к работе, идет согласование. В десяти объявлены конкурсы по выбору 14 операторов.
Регоператорам нужны от государства три вещи. Первое – законодательство, учитывающее все особенности их деятельности. Второе – платежная дисциплина (у нас есть категории, которые не привыкли платить за мусор, например, частный сектор). Третье – решение по тарифам. Парадокс в том, что для регоператоров не заложена прибыль, а также не учтена часть расходов, которые они понесут при оказании услуги. Невозможно при маленьком тарифе привести в порядок отрасль, построить мусоросортировочные станции и заводы по утилизации, построить современные полигоны.
Надо четко понимать, чего мы хотим от регоператора, и в соответствии с ожиданиями выстраивать тарифную политику. В квитанциях ЖКХ доля платы за вывоз ТКО составляет всего 2–3 процента. Это в разы меньше, чем в Европе. На Западе система выстраивалась десятилетиями, а мы говорим о положительном эффекте уже сейчас.
Власти планируют возвести мусоросжигательные заводы для обезвреживания отходов, не подлежащих дальнейшей переработке. Местные жители опасаются, что это приведет к ухудшению экологии и скажется на их здоровье... Они правы?
– Для Подмосковья это единственный выход. Там построят четыре завода. Еще один появится в Казани. Проблем с экологией ожидать не стоит, если применять современные технологии. Насколько мне известно, власти планируют закупать современное японское и швейцарское оборудование.
Негативный фон вокруг ослабнет, как только будет введет в эксплуатацию первый завод и люди поймут его безопасность. Пока же население запугивают серый бизнес, которому невыгодно перестраиваться, и манипуляторы, зарабатывающие на страхе жителей политические очки.
Какие проблемы вы видите в реформе?
– В настоящее время остался ряд неурегулированных вопросов на законодательном уровне: отсутствие административной ответственности за незаключение договора с региональным оператором, особого порядка предоставления персональных данных потребителей, тарифы, не учитывающие отдельные виды расходов регоператоров, а также прибыль. Кроме того, не принимаются во внимание конструктивные особенности мусоровозов, что приводит к нарушению действующего законодательства.
Эти положения ограничивают деятельность операторов и сдерживают реализацию реформы. И наша ассоциация приложит все усилия, чтобы поправки к законодательству были учтены.
Фото: ФедералПресс / Владимир Парфиров