Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
0

«Нам стали мешать скупщики из Китая»

Семь лет назад бывший директор по маркетингу одного из крупных тюменских автомобильных холдингов создал компанию «Легенды Сибири». Предприятие занимается производством и продажей сувенирных изделий из костей мамонтов и других древних животных.

Тогда это был уникальный проект, который изменил региональный рынок сувенирной продукции. Несмотря на сложность производства и непредсказуемый спрос, компания выжила в кризисные годы и заняла свою нишу в сфере въездного туризма Тюменской области. О самом дорогом сувенире, причинах закрытия двух магазинов и роли частного бизнеса в продвижении туристического потенциала Тюменской области владелец компании Михаил Михайлов рассказал в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

Когда и как вам пришла в голову идея использовать для изготовления сувениров кости и бивни мамонтов?

– Мне всегда это было интересно. Еще с детства, когда бывал на природе, на рыбалке, в глухих краях, находил и собирал останки древних животных. И за какое-то время набралась приличная коллекция. Приехав в один из тюменских отелей на очередной бизнес-форум, увидел стенд с изделиями из зубов мамонта и подумал: а почему бы не сделать бизнес из того, что у меня есть?

Изначально ставил цель создать именно косторезное производство, а не просто продавать. Но я не пошел по пути частных мастеров, а мыслил как специалист по маркетингу: сначала нужно изучить рынок, придумать бренд, логотип, вложиться в раскрутку компании и так далее. Я как раз окончил обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров по специализации «Производственный менеджмент», в качестве аттестационной работы защитил бизнес-план «Развитие художественного косторезного промысла в Тюмени» и начал претворять в жизнь свою идею.

1986db08fe9473ca960e8c9b717a4984.jpg

Материал сувениров определяет их высокую стоимость и узкую нишу. Большинство изделий ориентированы на VIP-клиентов. Кто ваша основная целевая аудитория?

– Вообще рынок сувениров очень разнообразен. Конечно, косторезное изделие – недешевая продукция, поэтому во всем мире, как правило, относится к категории VIP-сувениров.

Мы за границу стали ездить не так давно, привозить оттуда всякую экзотику на память. И я стал думать: а что есть такого эксклюзивного у нас, чтобы турист хотел увезти на память из Тюмени?

Наша компания несколько лет участвует во всероссийском конкурсе «Туристический сувенир», привозим оттуда разные призы. И в прошлом году получили гран-при в номинации «Идея сувенира» за магнит из кожи с каплей нефти.

Мы разделили продукцию на две ценовые категории: стоимостью до тысячи рублей для массового потребителя и дороже, для более взыскательной публики. По дорогой продукции много заказчиков из сектора B2B (англ. Business to business – «бизнес для бизнеса» – прим. ред.). Это те, кто покупает дорогие сувениры в подарок бизнес-партнерам, чтобы произвести впечатление, особенно если речь идет о гостях из столицы или из-за рубежа. Мы делаем вещи на заказ, можем изготовить персональный сувенир, красиво его упаковать, использовать всевозможные рекламные фишки по заказу клиента. Те же магниты с нефтью идут на ура без особой рекламы. Потому что они оригинальны.

Много у нас косторезов?

– В нашем городе я знаю около десяти. В Тобольске – родине областного косторезного промысла – больше ста человек. Самый известный – Минсалим Тимергазеев, его хорошо знают не только у нас в регионе, но и по всей России.

Насколько высоко ценится труд такого мастера?

– Все зависит от его уровня. На определенном этапе уже не зависит, из чего он изготавливает изделие. Но если говорить о цифрах, то хороший мастер может зарабатывать от 100 тысяч рублей и выше.

Какие инвестиции потребовались на начальном этапе для запуска бизнеса?

– Я тогда, в 2011 году, воспользовался региональной программой самозанятости, по которой получил 56 тысяч рублей. Купил косторезное оборудование и запустился. Найти мастеров было сложнее. Сам я резать не умел, мог заниматься только реставрацией крупных фрагментов костей. Но за 7 лет поднаторел в поиске и подборе кадров. А теперь даже сам кое-чему могу научить начинающих косторезов.

408b190e0bbe2f746132ac79ab1c4fbd.jpg

Насколько рентабелен бизнес?

– Цифр не назову, но должен признаться, что последние два года выдались очень тяжелыми. За этот период мы закрыли магазины в аэропорту Рощино и ТРЦ «Кристалл» именно из-за того, что они перестали приносить ожидаемый доход. Также нам пришлось перейти в более низкий ценовой сегмент. Продажи начали резко падать в конце 2016 года. Конечно, сказался валютный скачок. Упали продажи и в корпоративном секторе. Спрос на дорогие сувениры начал восстанавливаться только в этом году, но до уровня 2014–2015 годов еще далеко.

Вообще, многие отказались от дорогого сегмента сувениров из кости. Что-то осталось в Художественном салоне, в аэропорту (Тюмени – прим. ред.), пожалуй, и все. Так что самый большой выбор сувениров из кости в городе – у нас.

Ваш новый проект «Галерея сувениров «Легенды Сибири» стал частью программы продвижения туристического бренда Тюменской области. С чего началось сотрудничество с региональными властями в этом направлении?

– Мы участвуем в выставках, общаемся в том числе с чиновниками. В последнее время тема развития туристического потенциала Тюменской области стала активно набирать обороты. В конце прошлого года был создан бренд Visit Tyumen. И возникла идея разработать под него линейку сувенирной продукции. Агентство туризма и продвижения Тюменской области стало собирать мастеров, сформировалось сообщество, в которое вошли и мы. Стали регулярно собираться и в процессе обсуждения пришли к решению, что нужен магазин для туристов с брендовыми сувенирами, куда можно приводить большие группы. Так родилась концепция магазина-галереи, который мы открыли в мае совместно с агентством в самом центре города.

84e201e1f5023bb754f4ed78a7a5770f.jpg

А где группы туристов – там и продукты должны быть, чтобы люди могли подкрепиться чем-то из местного колорита. Так у нас в ассортименте появились иван-чай, колбаса из оленины, варенье из шишек, орехов и других таежных даров, прочие угощения. Под зону дегустации мы отвели в магазине отдельный уголок. В дальнейшем думаем расширить ассортимент за счет местной дичи, мяса лося, кабана, медведя – производители у нас есть. В глубине галереи поместили фотозону, для нее взяли в аренду чум, хотим еще поставить нефтяную вышку.

Здесь же у нас представлены выставочные экземпляры отпечатков ископаемых растений, возраст которых – 5–6 миллионов лет. Они были найдены всего в 80 километрах от Тюмени. Есть и находки в возрасте 30–40 миллионов лет со дна Западно-Сибирского моря.

В галерее не только косторезные изделия, но и много других изделий народных промыслов – из дерева, стекла, керамики, кожи. Наши магазины – это лучшая реклама для тюменских народных промыслов. Можно сказать, наш вклад в сохранение культурного наследия области.

Еще мы проводим в галерее выставки местных мастеров. Сейчас выставляем работы заслуженного художника России Веры Обрядовой. В октябре планируем организовать выставку известного художника из Салехарда Сергея Лугинина.

Есть зона мастер-классов. Любой косторез может обратиться к нам и организовать на нашей базе занятие для всех желающих. Рядом находится наша палеоколлекция. В нее входит один из самых крупных целых бивней мамонта, которые находили на территории юга Тюменской области. Это правый бивень взрослого самца, его длина 3 метра 40 сантиметров. Выставлены также черепа шерстистого носорога, сайгака (тоже достаточно редкая находка), ленской лошади, фрагменты костей бизонов (вымерли в Евразии в ледниковый период – прим. ред.), ископаемого северного оленя, гигантского лося и других доисторических животных, обитавших в этих краях.

Особо редкие экземпляры мы передаем в наш краеведческий музей «Городская дума». Например, нижнюю челюсть первобытной росомахи. Я специально ездил в Екатеринбург, чтобы получить заключение палеонтологов, поскольку мы даже не могли определить, что это за хищник. До сих пор о таких находках на юге Тюменской области не было известно.

Вы имеете отношение к организации экологических туров по поиску костных останков мамонтов. Как они вообще организуются, насколько популярны и кого чаще всего привлекают?

– Их организует наш известный энтомолог и путешественник Павел Ситников. Он хорошо знает природу Урала и места скопления древних останков, тех же ракушек, которым по 40 миллионов лет. Такие туры пользуются большой популярностью как у местных жителей, так и у приезжающих туристов. Тем более что, как правило, далеко ехать не надо.

Есть ли хотя бы примерные сведения насчет объемов костных останков мамонтов? И хватит ли их запасов для уверенного ведения бизнеса в последующие годы?

– Здесь надо понимать, что для изготовления сувениров мы не берем кости, найденные в пределах юга Тюменской области. Как правило, то, что находят в Туре, Пышме, – плохо сохранившийся материал, из него не изготовить качественную вещь. Но есть сложившийся рынок бивней и кости мамонта, люди, которые профессионально занимаются поисками. Такие места расположены в Якутии, других регионах, там находятся хорошие захоронения. Качественное сырье мы закупаем. Но не ограничиваемся костями мамонта. Есть рога лося, цевка и так далее. В конце концов, если будет исчерпан ископаемый материал, перейдем на кости современных животных. Но пока речи об этом не идет.

Надо заметить, что на этом рынке сейчас очень активны китайские скупщики. Тот же рог лося они скупают в больших объемах, в результате этот материал скоро по цене догонит бивень мамонта. Для нас это проблема. За сырье приходится платить чуть ли не в три раза больше, чем несколько лет назад.

При этом цену на сувениры в той же пропорции не поднимешь, рынок к этому не готов. Скажем, фигурку из бивня мамонта, которая четыре года назад стоила 100 долларов, сейчас я за эти деньги продавать не могу, иными словами, за семь тысяч ее никто покупать не будет. Так что в некоторых сегментах работаем на грани рентабельности.

Материал для ваших изделий необычен. Нет ли проблем у ваших покупателей, например, с вывозом сувениров за пределы страны?

– На все изделия, которые вывозятся за границу, при необходимости мы оформляем экспертное заключение. Даже два – собственно на использование бивней мамонта, а также художественную экспертизу. Если сувенир признается предметом, не имеющим художественной ценности, его можно без проблем вывозить за границу. На сертификатах это прописывается. Наши изделия увозили в Корею, Японию, Германию, другие страны. Так что тут проблем нет.

Какой самый дорогой сувенир вы продали за все время?

– Собственно, это был восстановленный бивень мамонта. К примеру, тот бивень, который у нас есть сейчас, стоит около 1,7 миллиона рублей. Цена складывается из общего состояния, сохранности, размера, веса. Если говорить об изделиях, то это были шахматы из бивня мамонта, стоили они 300 тысяч. Это была работа тобольских косторезов, в своем роде произведение искусства. Сейчас у нас есть в продаже подобные шахматы, они стоят уже 400 тысяч рублей. Связано это с ростом стоимости бивней. Ну и, конечно, мастерство художника играет свою роль. Знаю, что якутские косторезы шахматы подобного уровня предлагают за 800 тысяч рублей.

59de7a22199082c6f200e9cac9af9dbe.jpg

Хочу добавить, что с открытием галереи уровень представленности тюменских сувениров, изделий мастеров народных художественных промыслов в Тюмени выходит на новый уровень. Теперь в одном месте можно не только увидеть все то, чем славятся тюменские мастера, но и представить себе землю, какой она была на территории современной Тюменской области даже не десятки тысяч, а миллионы лет назад.

Фото: Есен Абилькенов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.