Северная сторона – Нахимовский район Севастополя – отрезана от всего остального города бухтой. Попасть туда можно двумя путями: по морю или в объезд, через пригороды. Две недели назад губернатор Дмитрий Овсянников заявил о том, что два берега бухты свяжет мост. О том, как это решение повлияет на жизнь Северной стороны и с какими проблемами сталкиваются сегодня жители района, мы поговорили с активистом Севастопольского регионального отделения ОНФ, депутатом Нахимовского муниципального округа Алексеем Гладких.
Строительство моста, который будет иметь пешеходную и автомобильные зоны, через Севастопольскую бухту две недели активно обсуждает весь город. Проект акведука представят в ближайшее время. Насколько жители Северной рады данному решению?
– В большинстве своем люди не верят, что наконец-то появится переход через бухту. Конечно, если построят мост, то это существенно отразится на жизни района, все в этом видят только позитивный момент. Но насколько я знаю, решение еще не окончательное, хотя проект моста уже разработан, и озвучены его основные характеристики. По словам губернатора, он одобрен и военными. Хотя многие эксперты говорили о том, что мост нежелателен как стратегическое решение. В случае если возникает какая-то критическая военная ситуация и мост взрывается, то стоящий в бухте флот становится заперт. В истории города были такие примеры: бухту специально запирали, чтобы никто не мог ни войти, ни выйти.
Как наличие моста отразится на экономике района? Вырастут цены на недвижимость и услуги размещения туристов? Изменится ли ценовая политика на продукты питания и товары первой необходимости?
– После открытия Крымского моста все ждали снижения цен. И что? Продукты дешеветь не будут точно. Мост даст району логистическое развитие, но, с другой стороны, Северная перестанет быть тихим, уютным местом, за что его многие любят. У нас есть шикарная береговая зона с просторными песочными пляжами и чистой водой. Сейчас цены здесь на размещение ниже, чем в других прибрежных микрорайонах. Добираться сюда неудобно. Например, летом туристы, которые хотят погулять в центре подольше и потом ночью вынуждены добираться в гостиницу на такси в объезд, – это стоит 700–800 рублей. Однозначно поднимется цена и на гостиницы, и на недвижимость – особенно это касается Новороссийской улицы, Радиогорки, Инженерки, где будет выход моста.
Как сегодня жители Северной стороны добираются в центр города? Насколько это проблемно и затратно с финансовой точки зрения?
– Транспортная проблема для Северной стороны одна из основных. Проезд дорогой, хотя с переходом на регулируемый тариф его снизили. Катер стоит 28 рублей, по ЕГКС – 20 рублей. Плюс автобусы в центре и на Северной – по 18 рублей. В день 120–150 рублей уходит на дорогу. И час-полтора времени в одну сторону. А с учетом того, что сейчас ремонтируют пристань в Голландии, дорога становится еще дороже и дольше, так как людям приходится добираться до площади Захарова и уже оттуда – на пароме в центр. Если учесть, что зимой паром стоит 20 минут, на то, чтобы добраться из центра на Северную, люди тратят 40–50 минут. Конечно, люди стараются найти работу на этой стороне.
Большинство жителей района работают в центре города или на Северной стороне? Как сегодня обстоят дела с занятостью населения?
– Северная – депрессивный район. Большинство людей работают в других районах. Жителям не хватает производственного объекта, экологически чистого производства, где можно зарабатывать деньги. Раньше был завод «Парус». Сегодня вообще нет никакого предприятия. Есть пара рынков и летняя пляжная зона – Учкуевка, Любимовка. Но людям надо работать круглый год, а не только летом.
Как работает транспорт на самой Северной?
– На самой Северной кроме определенных маршрутов, которые ходят нечасто и редко дублируются, ничего другого нет – троллейбусы не ходят, маршруток мало. Плюс постоянно плавающее расписание, из-за того что наши водители привязываются к расписанию катера, которое сейчас почему-то сбито. Человеку приходится ждать автобус по 30–40 минут.
В 2017 году на северной стороне Севастополя впервые за несколько десятилетий построили футбольный стадион. Сейчас возводится школа на Радиогорке. В планах – новая детская больница, ее планируют сдать уже в 2020 году. Какие еще крупные проекты сегодня реализуются в районе?
– В этом году на Северной стороне идут масштабные работы по ремонту дорог. Уже восстановили две улицы, до конца года власти планируют заключить контракты на ремонт еще пяти. В следующем году намерены сделать капитальный ремонт двух улиц. Ремонты идут, но подрядчики часто работают недобросовестно, власти с ними потом судятся, все затягивается. Улицу Богданова сделали с кучей нарушений, и в эксплуатацию ее не ввели, пришлось все переделывать. Такая же проблема со стадионом на улице Симонок, с несколькими детскими площадками. Например, на Циолковского недобросовестный подрядчик работал с нарушениями, долго затягивал сдачу объекта, в итоге власти его сменили, и сейчас на улице – красивая, современная детская площадка с мягким покрытием. Но, несмотря на такие моменты, район преображается.
Фото: официальная страница Дмитрия Овсянникова в Facebook. Проект будущего моста через Стрелецкую бухту