В уходящем году вступили в силу федеральные законы, нацеленные на улучшение экономического положения Калининградской области. Однако, по оценкам экспертов, ощутимый эффект можно будет увидеть лишь в следующем году. Как отреагировал на нововведения бизнес, каковы итоги уходящего года и чего ждать калининградским предпринимателям в грядущем году – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгием Дыхановым.
«Уходящий год оказался непростым»
Георгий Яковлевич, поскольку мы беседуем в конце года, могли бы вы подвести некие итоги уходящего 2018 года? Чем он вам запомнился как уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области?
– Уходящий год оказался непростым для предпринимателей с экономической и политической точек зрения. Согласно исследованиям компании Deloitte, 67 % предпринимателей не видят определенности в стратегии государства по выходу из кризиса. Причем этот показатель стабильно растет с начала 2017 года.
Конечно, самым резонансным стало повышение НДС. Около 80 % владельцев компаний называют именно это событие самым негативным по влиянию на свой бизнес.
Если рассматривать Калининградскую область, то существенно повлиял закон об ОЭЗ, многим пришлось полностью перестраивать свои бизнес-процессы. Таможенные барьеры и так были для Калининградской области одной из ключевых проблем, сейчас она стала еще более острой.
А из положительных моментов что отметите?
– По итогам 2018 года мы можем говорить о положительной динамике государственных долгов перед предпринимателями в Калининградской области. Это результат долгой и планомерной работы совместно с областной прокуратурой. В результате принятых мер за период с 2016 года была погашена задолженность на сумму более 300 млн рублей, из них в 2018 году – порядка 32 миллионов. Конечно, ситуация остается напряженной, но мы продолжаем работать.
К слову, одно из последних обращений к нам касалось долга в 1,5 млн рублей. Мы предложили предпринимателю оставить жалобу на администрацию муниципалитета. В итоге он сообщил администрации, что будет обращаться в аппарат уполномоченного, и через 2 дня ему полностью выплатили долг. Вот это, я считаю, показатель эффективности нашей работы.
Вы упомянули закон об особой экономической зоне в Калининградской области. Завершается первый год его действия в обновленном варианте. Оправдал ли он ожидания бизнеса?
– Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Для некоторых ничего существенно не изменилось. Многие максимально воспользовались всеми льготами, которые предлагались в предыдущие годы, развили бизнес, и эти изменения на них особо не повлияли. Но ряд сфер ощутили изменения, и не в лучшую сторону. В частности, речь идет о переработчиках отходов, о транспортной сфере в целом, почтовых операторах.
Какие проблемы возникли и каким вы видите их решение?
– Прежде всего это касается таможенных барьеров. Для обсуждения, как эффективно решить эту проблему, мы инициировали встречу с представителями правительства, таможни, уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, резидентами ОЭЗ, экспертами из Института экономики роста им. Столыпина и предпринимателями. На заседании межведомственной рабочей группы по разработке дорожной карты для обеспечения устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики РФ было высказано предложение отказаться от избыточного регулирования, предоставить право становиться резидентами ОЭЗ и логистическим компаниям. Кроме того, нужно исключить ответственность по части 4 ст. 16.1 КоАП РФ при перемещении товаров ЕАЭС с недостоверным весом на территорию Калининградской области, но при наличии однозначной идентификации товаров, идущих из России в Россию, то есть в Калининград. Надеюсь, что наши предложения войдут в дорожную карту, которая будет представлена Владимиру Путину в феврале следующего года.
В целом улучшились ли условия ведения бизнеса в Калининградской области? С какими проблемами предприниматели сталкивались наиболее часто?
– Я бы не сказал, что ситуация как-то сильно изменилась по сравнению с прошлым годом. Больше напряжения в целом – да. Неопределенность, частые изменения законодательства, экономический кризис и т. д. В такое время и проявляется талант предпринимателя – найти способ сохранить бизнес в сложной ситуации.
Если рассматривать в контексте обращений предпринимателей в аппарат уполномоченного, то их количество примерно такое же, как и в прошлом году. Чаще всего жалуются на налоговую службу, МВД и органы муниципальной власти. Сохраняется проблема необоснованного уголовного преследования: таких жалоб примерно 22 %. Это довольно большой показатель для нашего региона.
«Причина давления на бизнес со стороны силовиков – нездоровая конкуренция»
Вы неоднократно заявляли о давлении на бизнес со стороны силовых ведомств, считая это специфической особенностью Калининградской области. Каковы причины и результаты такого давления? Как считаете, это давление продолжится?
– С ситуацией, когда правоохранительные органы оказываются втянуты в хозяйственные споры предпринимателей, аппарат уполномоченного сталкивается довольно часто. Только за 2017 год было возбуждено 132 уголовных дела против предпринимателей, но обвинительных приговоров по ним вынесено всего семь. В таких делах даже восстановление законных прав предпринимателей и прекращение уголовного дела может не спасти сам бизнес. Это приводит не только к личной трагедии, но и к потере рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Каждое уголовное дело, заведенное на предпринимателя безосновательно, наносит существенный вред экономике региона и страны в целом.
А в чем причина?
– Основная причина – нездоровая конкуренция. Многие госорганы оказываются вовлеченными по инициативе конкурентов, но это не освобождает их от ответственности. Стоит учитывать и несовершенство закона: статья «Мошенничество» действительно «резиновая», к сожалению. Кроме того, есть еще и непрофессионализм следователей. Ведь многие из них не экономисты, зачастую они путают прибыль предпринимателя с необоснованной выгодой.
Вам удалось каким-то образом повлиять на ситуацию?
– Надо сказать, что прорыва нам удалось добиться в 2016 году: практически прекратились необоснованные оперативно-разыскные мероприятия. Когда правоохранители видят, что при их действиях присутствует квалифицированный адвокат или сотрудник аппарата уполномоченного, они уже не творят произвол. А до 2016 года таких жалоб были десятки. К тому же совместно с прокуратурой проводится целый ряд мероприятий, разъяснений, общественных советов, рабочие группы, на которые приглашаются руководители правоохранительных органов, и происходит разбор нарушений их подчиненных.
В целом ситуация постепенно улучшается. Мы тесно взаимодействуем с прокуратурой Калининградской области, и это дает свои результаты.
Каким образом можно решить проблему необоснованного уголовного преследования?
– Она системная, и решать ее необходимо на федеральном уровне. Вносить изменения в законодательство, лучше контролировать работу следователей. Борис Титов предложил собрать информацию о процессуальных действиях по всем уголовным делам в единый цифровой реестр. Это хорошая инициатива, которая позволит сделать процесс прозрачным и снизит возможность коррупционных действий.
Как и с уголовным преследованием, всероссийский характер носят и проблемы с налоговой службой. И их так же непросто решить только на региональном уровне. Но все, что зависит от нас и от меня лично, мы стараемся использовать максимально. В начале декабря у нас состоялась рабочая встреча с представителями управления ФНС по Калининградской области, в ходе которой договорились каждую жалобу рассматривать более оперативно и тщательно.
В Калининграде на острове Октябрьском создан специальный административный район, так называемый офшор. Считаете ли вы этот проект перспективным?
– Офшоры – это страновые риски. Офшорные зоны, точнее, формально они называются САР – специальные административные районы, созданы на острове Русском в Приморье и на острове Октябрьском у нас. И Приморье, и Калининградская область на сегодняшний день являются регионами, максимально интегрированными в Азию и Европу соответственно. Поэтому неслучайно, что именно здесь создаются такие территории с особыми экономическими режимами.
По сути, этот шаг является вполне логичным продолжением политики повышения открытости российской экономики для зарубежных инвесторов с одной стороны и возвращения ушедших из национальной экономики за рубеж капиталов – с другой. Но, на мой взгляд, потенциальные резиденты сами не совсем понимают, что это такое и какие правила там будут действовать. Для предпринимателей не совсем ясна финансовая инфраструктура калининградского САР, нет специалистов. Обозначены поверхностные и весьма расплывчатые льготы, которые по факту могут оказаться чем угодно. Надо в целом менять закон о САР.
«Математика будет действовать наоборот: чем выше налоги – тем ниже доходы бюджета»
В бюджете Калининградской области на 2019 год запланирован налоговый рост в 7 %. Считаете ли вы эту цифру реалистичной?
– Да, за счет вывода из тени бизнеса, если сработает комплекс мер – экономических и политических.
Как вы оцениваете последствия для региональной экономики, бизнеса и населения повышения НДС с 1 января 2019 года?
– Это повышение мы все уже ощутили: НДС еще не подняли, а цены на многие товары выросли. По данным исследования компании Deloitte, повышение НДС стоит на первом месте среди факторов, негативно повлиявших на деятельность предприятий. Даже с учетом того, что многие в Калининградской области по факту НДС не платят. Однако все транспортные услуги, например, облагаются НДС. А от этого ведь зависит все остальное.
Конечно, говорить о том, что большинство из-за этого разорится или прекратит заниматься бизнесом, не стоит. Но в комплексе с другими проблемами и экономическим кризисом это решение, на мой взгляд, было принято не совсем вовремя. Оно остановит тот скромный рост экономики, который наметился.
Беда в том, что в сегодняшней российской экономике ресурсы бизнеса, кроме сырьевого и госкомпаний, практически исчерпаны. Это подтверждается и Росстатом – по его данным, с начала года ВВП растет почти исключительно за счет экспорта. Доля расходов на конечное потребление и валовых инвестиций сократилась. Правительство идет самым простым путем: бюджету нужны деньги, значит, надо поднять налог. Но в данном случае математика будет действовать наоборот: чем выше налоги – тем ниже доходы бюджета, а чем ниже, тем выше доходы. В первом случае несырьевой бизнес или уходит в тень, или банкротится. Во втором – вздыхает свободней, наращивает обороты и налоговую базу.
Какие цели ставите перед собой как перед уполномоченным по правам предпринимателей на следующий год?
– Продолжать конструктивный диалог между бизнесом и властью. Быть неким переводчиком с бюрократического языка на предпринимательский и наоборот. Повышать эффективность работы аппарата уполномоченного. Например, в этом году у нас в 2,5 раза выросло количество участия аппарата уполномоченного в судах в защиту предпринимателей, что дает положительный эффект и обеспечивает дополнительный стимул для принятия обоснованного и взвешенного решения в соответствии с законом. До 87 % обращений предпринимателей решается в их пользу, будем работать над повышением этого показателя.
Думаю, стоит сделать больший акцент на выявлении и решении системных проблем бизнеса. На мой взгляд, именно выявление системных проблем предпринимателей – наиважнейшая задача аппарата уполномоченного. Когда мы начинаем зацикливаться только на приеме жалоб, то получается, что мы бьем по хвостам. Поскольку в основе каждой жалобы чаще всего лежат системные проблемы в регулировании, неправильном правоприменении, которое сложилось в практику, и так далее.
Какие наиболее актуальные задачи предстоит решить в следующем году?
– В приоритете, конечно, содействие в решении таможенных и транспортных проблем области, совершенствование правоприменения ФНС и системы управления рисками ФНС, ФТС, а также снижение количества необоснованных уголовных дел в отношении предпринимателей.
Также будем продолжать вести работу по снижению налогового бремени и упрощению налоговых процедур для вывода бизнеса из тени. В этом вопросе государство должно использовать не только кнут, но и предлагать пряники, как-то стимулировать. В приоритете и снижение количества необоснованных проверок, и сокращение задолженности по госконтрактам. Популяризировать предпринимательскую деятельность. Это все сложные и системные проблемы, их решение требует времени и упорства.
Что бы вы пожелали читателям «ФедералПресс» в наступающем году?
– Не сворачивать с пути! Достигать поставленных целей! Оставаться оптимистами в любых ситуациях!
Фото: Андрей Озерцов