Тема обращения с отходами прочно закрепилась в повестке не только новостной, но и политической, государственной. Кто-то на мусоре просто делает деньги, кто-то развязывает конфликты и скандалы. А кто-то пытается действительно создать цивилизованную систему, которая позволит сделать российские города чище и комфортнее. Как раз третью позицию занимает президент компании «Управление отходами» Павел Бесшапов – полуфиналист конкурса управленцев «Лидеры России» в ЦФО. Журналист «ФедералПресс» пообщался с Павлом и узнал, как очистить страну от мусора, а также о том, зачем руководителю успешного предприятия, человеку с двумя кандидатскими степенями участие в конкурсе.
Павел, в стране стартовала «мусорная реформа», но идет она пока тяжело. В СМИ и социальных сетях, по-прежнему, много говорят о конфликтах и проблемах.
- На мой взгляд, задача этого года, когда нацпроект начал работать, - больше рассказывать положительных интересных историй. Конечно, негативная эмоция – длинная, с ней хорошо работать, раскачивать ее, выстраивать народные волнения и протесты, но это не решит проблему. Наша проблема в чем? Мы – граждане нашей страны. Нам не империалисты мусор сюда привезли. Мы его сами образовали (каждый человек в год производит 350-400 кг отходов). Парадоксально, но человек, наливая воду из крана, включая свет или газ, понимает, что это услуга, за которую надо платить. А когда, например, ему говорят: «Мы тебе сделаем качественную услугу по обращению с отходами, и ты не будешь жить рядом с помойкой, но это стоит каких-то денег», - слышишь: «А почему я должен за это платить?»
Но понять людей тоже можно: мусорные полигоны выросли не за один день. Проблема назревала, и никто, кажется, не задумывался, как ее решать. А сейчас чуть ли ни главное решение – мусоросжигательные заводы. Логично, что люди не хотят, чтобы у них под окнами стояли такие предприятия.
- Мусоросжигательные заводы это отдельная история. Поверьте, речь идет о 2 % отходах, которые образуются в стране и которые будут перерабатываться на мусоросжигательных заводах. Эта история специфическая. У нее есть много аспектов. Если правильно подходить к подготовке отходов перед отправкой на термическое обезвреживание, ничего ужасного с точки зрения нанесения вреда экологии не будет. Это делается там, где других вариантов нет вообще.
У России самое жесткое в мире экологическое законодательство. Но если люди продолжают выбрасывать мусор из своих окон, и вообще по этому поводу не задумываются, государству можно написать хоть тысячу законов, это ничего не решит.
А что решит?
- Это вопрос отношения к проблеме. А отношение к этой истории у населения в целом очень неправильное. Как надо ненавидеть собственную страну, чтобы, идя в лес за грибами, брать с собой бутылку воды и там оставлять ее?! Она там будет тысячу лет лежать, и с ней ничего не произойдет.
Как быть с раздельным сбором мусора? Ведь пока везется все в общую кучу.
- Раздельный сбор тоже бывает разным. Он действительно целесообразен, когда понятно, куда дальше мусор поедет. Можно все разделять, но у нас в московском регионе есть примеры, когда идет раздельный сбор, потом приезжает мусоровоз и все утаскивает на один полигон. Тема интересная, правильная. Но не стоит ею увлекаться. Сейчас надо хотя бы разделять на две фракции – пищевые отходы и все остальные. Потенциал переработки пищевых отходов очень низкий, а остальное можно перерабатывать.
Вы, насколько мне известно, в рамках конкурса «Лидеры России» как раз об этом рассказывали детям? У вас был экологический социальный проект? Как дети воспринимают информацию?
- Да, был экологический проект. Дети очень хорошо его восприняли. В регионах, где мы работаем, дети приходят на наши заводы, в Москве я провожу уроки в школах.
Почему решили принять участие в конкурсе «Лидеры России»?
- Это очень интересно. Я участвовал и в прошлом году. Мне очень понравилось. Знаете, Россия – страна очень догматичная, а тут такой глоток воздуха. Классно очень. Сам себя проявляешь, с новыми людьми хорошими удалось познакомиться.
Внутренне есть надежда, что заметят и предложат какую-то высокую должность?
- Позовут – пойду. Но я не в этой логике. Я дважды кандидат наук. Когда я защищался, мне говорили: «Зачем, все равно это тебе ничего не даст с точки зрения материальной». А у меня есть амбиции. Я это сделал, развил какое-то направление – для меня это важно. Конкурс – для меня это тоже важно. Если есть какие-то возможности добиться изменений в карьере – почему нет? В России никогда не работали социальные лифты, а этот конкурс такие возможности дает точно. Я знаю региональщиков, которые стали не губернаторами, а замами – это очень серьезные истории. То есть это работает. Люди отобраны действительно качественно. Поэтому другие начинают верить, что все по-честному.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Всероссийский конкурс «Лидеры России»