Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

«Для потребителя важно, чтобы свет был всегда, а с цифровой трансформацией отключения сократятся до минут»

Потребитель будет заинтересован в спектре услуг. Сопутствующие сервисы, которые будут предложены, непременно его заинтересуют.
Потребитель будет заинтересован в спектре услуг. Сопутствующие сервисы, которые будут предложены, непременно его заинтересуют.

На Красноярском экономическом форуме, который будет проходить с 28 по 30 марта, на нескольких площадках обсудят тему цифровой трансформации электроэнергетики. В частности, у МРСК Сибири в настоящий момент в разной стадии реализации уже 15 «цифровых» проектов . Генеральный директор МРСК Сибири Виталий Иванов накануне форума встретился с обозревателем «ФедералПресс», чтобы поведать о цифровизации, плюсах и потенциальных рисках грядущих перемен. Подробности – в интервью.

Виталий Валерьевич, расскажите о цифровой трансформации: что она дает потребителю? И зачем вообще Россетям и МРСК Сибири заниматься этим проектом?

– Для потребителя важно, чтобы свет дома был всегда. И даже если случилось какое-то нарушение, чтобы его максимально оперативно устранили. К сожалению, сегодня энергетики не видят своего потребителя, и мы не понимаем, например, включен ли у него свет или нет, сколько мощности потребляют приборы в его доме. Энергетики видят свои подстанции, но все, что ниже уровнем, – уже нет. Это означает, что в случае какого-то нарушения ремонтная бригада появится только после обращения со стороны потребителя.

Цифровая трансформация предполагает изучение каждого отдельного потребителя. Для этого нужен интеллектуальный прибор учета. Сегодня таких в СФО 26 %. Современный прибор учета не просто считает, сколько киловатт человек использовал. Он видит все данные, по которым можно определить, что вы только что включили – утюг или телевизор. Интеллектуальный счетчик просчитает ваш профиль, создаст цифровой портрет, определит, сколько потребляете утром, а сколько – вечером. Прибор учета нам расскажет, что происходит с распределением мощности внутри сети. Все эти данные он будет постоянно передавать на сервер МРСК Сибири. На основании этой информации будет создаваться адаптивная сеть, которая подстроится под конкретного потребителя. Сеть автоматически будет находить поврежденные участки, отключать и включать снова по резервной линии. В итоге время, которое потребитель будет проводить без света, сократится с нескольких часов до минут.

У вас уже есть пилотные проекты?

– В каждом регионе присутствия компании мы уже запустили проекты по созданию пилотных цифровых районов электрических сетей. Кроме того, в Омской области, Алтайском, Красноярском и Забайкальском краях, Туве, Кузбассе мы построим цифровые подстанции. За каждым пилотом – существенные инвестиции. Например, в Туве для создания цифрового района электрических сетей в поселке Каа-Хем потребуется около 800 миллионов рублей. Кстати, модель, по которой создаются пилоты, была впервые опробована Россетями в Калининградской области.

Почему Калининградская область была первая у Россетей в программе цифровой трансформации?

– Там интересные изначальные условия – нам хотелось попробовать на изолированной энергосистеме, достаточно компактной, проблемы которой можно было бы решить через цифровизацию. В результате специалисты «Янтарьэнерго», дочернего зависимого общества ПАО «Россети», в четырех районах области запустили цифровой кластер. В результате там очень серьезно снизились и частота отключений, и время восстановления энергоснабжения, и уровень потерь. Это дает нам возможность выстраивать прогнозы по Сибири.

В Туве, кстати, цифровая пилотная зона в Каа-Хеме будет запущена до конца 2019 года.

Откуда такой интерес к Туве?

– На создание цифрового района электрических сетей в Каа-Хеме мы получили государственные деньги. В правительстве РФ нам одобрили проект, по которому мы можем снизить огромные потери электроэнергии с высокой долей окупаемости. Нам удалось объяснить, что можно использовать дивиденды Россетей для инвестирования в «Тываэнерго». Было даже опубликовано отдельное постановление федерального правительства по регулированию этих инвестиций. В правительстве просчитали, что проект будет экономически эффективным, а МРСК Сибири сможет грамотно распорядиться немалыми средствами. В противном случае нам бы не выделили ни рубля.

В чем экономическая выгода для МРСК Сибири от цифровизации? Очевидно же, что это очень затратный проект.

– А я уже упомянул об этом – потери. Мы зарабатываем на снижении потерь. Если сейчас возьмем 1 миллиард рублей в кредит и вложим в цифровизацию, то за 4–8 лет эти деньги вернутся. Плюс когда потери падают, это значит, что потребитель перестает воровать. При снижении воровства сразу освобождается трансформаторная мощность, на создание которой уже не нужно тратить существенных средств.

Какие задачи по внедрению цифровизации?

– Их много. Во-первых, нам нужны программные продукты, которые будут обрабатывать большие объемы данных – весь поступающий поток информации от абонента. Во-вторых, нужны дополнительные сервисы для потребителей. Увы, но мы пока не можем создать мобильное приложение, где каждый мог бы сам вносить показания, оплачивать, отправлять заявку на технологическое присоединение, видеть причину технологического нарушения и время, через которое его устранят. В-третьих, мы сейчас готовим комплексную программу переобучения специалистов. Мы активно работаем с вузами, для того чтобы вносить изменения в образовательные программы, а также готовим программу переобучения собственных кадров. Без трансформации в умах специалистов цифровой трансформации не получится.

Безусловно, нужны единые стандарты цифровых подстанций и цифровых сетей. Ждем от Россетей единый стандарт, для того чтобы полномасштабно запускать пилотные проекты по Сибири.

Какие подрядчики работают на вас по оборудованию, приборам учета?

– Отечественные. Это ведущие производители, например, новосибирский РИМ, омские «Мир», «Энергомера», предприятия группы «Ростех». Проектированием сетей также занимаются разные подрядчики. В Каа-Хеме, допустим, работает «Таврида-Электрик», есть и другие компании.

Почему такое разнообразие?

– Мы не склонны к якорному проектировщику. Не все проектные и инжиниринговые компании выполнили конкурсные условия МРСК Сибири – все, кто выиграл конкурсы и приступил к нашим проектам, споткнулись о цифровое проектирование. Нам нужна конкуренция.

Какие риски несет в себе проект цифровой трансформации?

– Риск только один: в случае выделения значительного кредита мы можем не успеть его освоить. Не найдем такое количество проектировщиков, монтажников и оборудования одномоментно. Не стоит забывать, что помимо МРСК Сибири этой работой занимается вся группа Россетей одновременно. Если мы сейчас скажем про 5 миллионов приборов учета и 10 тысяч реклоузеров – устройств, автоматически отключающих и включающих линию в случае аварии, – производители просто не смогут выдать нам такие объемы. Еще один момент: мы пока научились конструировать только локальные участки сети, а вот комплексное проектирование – это вопрос хоть и ближайшего, но все же будущего.

Насколько наш российский потребитель готов к цифровой трансформации?

– А насколько потребитель был готов к смартфону? Он же к нему абсолютно был не готов. Но сегодня вот вы хотите поменять свой смартфон на обычный сотовый телефон? Нет, потому что у вас есть интернет, электронная почта, сервисы, видео, есть мессенджеры. Точно так же потребитель будет заинтересован в спектре услуг. Сопутствующие сервисы, которые будут предложены, непременно его заинтересуют.

Фото: пресс-служба МРСК Сибири.

Сюжет по этой теме
12 марта 2019, 16:21

КЭФ-2019

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.