Несмотря на две смертельные аварии за пять месяцев, федеральное авиационное управление США (FAA) и Boeing настаивали на летной годности самолета 737 Max. И только когда авиационные надзорные органы множества стран запретили полеты самолетов этого типа, США, наконец, уступили.
Производители самолетов и авиакомпании обычно основывают свои решения на безопасности пассажиров и экономических интересах компаний. Однако, не удивительно, что решение зрело долго – текущие проблемы компании Boeing очень сильно ударят по экономике США. Об этом мы поговорили руководителем аналитического департамента компании «ФинИст» Катей Френкель:
По каким причинам большинство авиакомпаний отказывались остановить использование Boeing 737 Max 8 до решения авиационных властей? Каковы гипотетические потери малых, крупных и средних авиалиний от приостановки использования данного самолета?
– Причины тут две. Первая очевидна – самолеты покупают, чтобы они приносили авиакомпании деньги, т. е. летали. Стоящий в ангаре самолет не только не приносит денег, но и становится причиной многих проблем. Он занимает место, которое кампания арендует у аэропорта, создавая массу непредвиденных проблем и расходов, ведь каждая авиакомпания составляет регламент полетов на месяцы вперед, чтобы самолеты не стояли без дела. Прилетел, техническое обслуживание, загрузка и снова в полет. Куда ставить самолет, который не летает? Откуда взять другие самолеты, вместо того, который нельзя использовать? Это дополнительные издержки, которые ни одна авиакомпания не предвидела. Кто их покроет? Боинг? Возможно, но когда он это сделает? А платить за аренду места и покупку/аренду самолетов-заменителей надо срочно здесь и сейчас. Это скорее всего новый срочный кредит, а кредиты бесплатными не бывают. И чем больше этот «клубок» проблем раскручиваешь, тем больше понимаешь, в какую ужасную ситуацию попали авиакомпании, эксплуатировавшие этот самолет. Вторая – это репутация самолета. Boeing 737 – самый массовый и популярный самолет в мире. Это одна из самых надежных и проверенных «рабочих лошадок». Уверена, не ошибусь, что если человек в своей жизни совершил хотя бы 5 полетов на самолетах гражданской авиации, то хотя бы один из них был на Боинге 737. Шок для авиационного мира сейчас таков, какой случился бы, если бы запретили использовать все автомобили марки Volkswagen одной из последних моделей, которую продают уже год, например Volkswagen Tiguan 2018.
Потери авиаперевозчиков могут быть колоссальны. Один час аренды, к примеру, Боинга 737-800 с экипажем стоит 8500 фунтов, что более 700000 рублей. Разумеется, авиакомпании буду стараться «уплотнять» и отменять рейсы, когда это возможно, но скоро лето, а вместе с ним и пик перевозок. Многие люди покупают билеты на лето еще зимой. Просто так отменить рейсы летом уже не получится. Если ситуация с Boeing 737 Max 8 и Boeing 737 Max 9 продлится больше месяца, не исключено, что это будет стоить жизни некоторым авиакомпаниям. Тут все зависит от того, какую долю в их парке занимали эти самолеты и чем больше, тем им будет тяжелее. К примеру, S7 отделалась относительно легко, в их парке было всего 2 таких самолета. У других российских авиаперевозчиков таких самолетов нет. Впрочем, по официальным данным, в эксплуатацию пока были введены только 373 самолета, 274 из которых будут оставаться на земле, до снятия запрета на полеты, а 2 разбились.
Производство и экспорт гражданских самолетов является мощным подспорьем для экономики США. Можно ли считать, что власти США защищали исключительно экономические интересы, до последнего не вводя запрет на использование МАКСа после двух крушений?
– Разумеется, власти США закономерно защищают свою экономику в целом и компании в частности. Это нормально. И в данном случае, мы наблюдаем лишь начало процесса, ведь основной конкурент Boeing – европейский концерн Airbus. Boeing 737 Max 8 был ответом на выпуск европейской компанией A320 neo. Стоимость каждого такого самолета более 100 млн. долларов США. А ведь есть еще китайский вариант Comac C919, который вдвое дешевле. Пообещав экономию топлива в 14%, американская компания собрала более 5000 заказов, из которых только 1000 были необратимые (хотя в свете последних событий, не исключено, что это будет оспариваться в суде). В любом случае, речь идет о сумме более чем 500 млрд долларов США. Для сравнения, весь бюджет Украины на 2019 год – чуть более 40 млрд долларов США. Потеря такой суммы будет означать недополучение бюджетом США налоговых поступлений на миллиарды долларов.
США наложили свой заперт позже всех, уже после того, как использование МАКС 8 было запрещено почти повсеместно. На Ваш взгляд, было ли решение запретить самолет принято под давлением мирового сообщества?
– Откровенно говоря, чихать хотели США на мировое сообщество и, если бы понадобилось, они сами бы надавили на него. На любых компаньонов/конкурентов из других стран всегда можно демократично надавить. Европейцы до сих пор не запретили СП-2, у Китая проблемы со свободой слова, Саудовская Аравия дискриминирует женщин и этот список можно продолжать, пока не будет названа последняя страна. Была бы страна и компания, а повод для санкции всегда найдется. И не факт, что власти США наложили бы запрет, если бы это не сделал Трамп. Он объяснил это новой информацией об авиакатастрофе в Эфиопии, но подробностей не раскрыл. Т. е. это сделало не профильное ведомство, а непосредственно президент.
В данный момент некоторые авиакомпании, например, Norwagean и индийская Spice Jet, объявили о намерениях потребовать у Боинга компенсацию за невозможность использовать самолет. Какие потери может понести Боинг в этой связи? Какие потери могла бы понести компания Боинг, если бы она сразу рекомендовала своим клиентам временно прекратить использование самолета?
– Потребовать компенсацию и получить ее – это две большие разницы. Не думаю, что Боинг в сложившейся ситуации с легкостью будет раздавать компенсации. Наверняка это повлечет огромное количество судебных процессов, которые будут тянуться годами, если конечно, Боинг не объявит о банкротстве. Но об этом говорить пока рано. В худшем случае, их ждет отмена всех заказов на новый самолет и отзыв уже произведенных, что эквивалентно сумме в десятки миллиардов долларов. Разумеется, если бы Боинг рекомендовала своим клиентам временно прекратить использование самолета, потери были бы гораздо меньше.
Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы производителя: сможет ли Боинг все исправить, как это было с загорающимся двигателем Boeing 787 или компания обречена на крах?
– Тревожным сигналом служит то, что представители компании настолько быстро признали проблему и то, что Трамп лично запретил эксплуатацию самолета. Обычная практика при авиакатастрофах такова, что причиной называется человеческий фактор: от ошибки пилота до бомбы террориста. Исчезающе редко бывают случаи, когда производитель самолетов признает свою вину. Человеческий фактор удобен всем сторонам, кроме погибших. Выплачиваются компенсации всем, кто пострадал и дело затихает.
Уникальность данной ситуации как раз в том, что ошибку, судя по последним сообщениям, сделал сам самолет, а точнее бортовой компьютер. И страшно не это, а то, что совершив ошибку, он не позволил пилотам ее исправить. В лучшем случае ошибка будет найдена и устранена, а пилотам вернут утраченные права на принудительное управление самолетом, даже если компьютер с ними не согласен. А в худшем случае, это повлияет вообще на перспективы беспилотных пассажирских транспортных средств. Это показывает, что компьютеру нельзя безоговорочно доверять, как и указывать человеку пределы его полномочий. Не зря Стив Возняк говорил «Никогда не доверяйте компьютеру, который Вы не можете выбросить в окно».
Думаю, что компании Боинг придется очень сильно потратиться на «перепрошивку» выпущенных самолетов и доработать их. Все-таки уже не один десяток лет эта компания выпускала исключительно надежные самолеты и эта репутация, хоть и подмочена, но отнюдь не поставлена под сомнение. А средства у компании, которая в прошлом году объявила о чистом доходе после уплаты налогов в 3,4 млрд долларов США, разумеется есть.
Насколько резонно рассматривать две авиакатастрофы вместе? Может ли падение одной и той же модели Боинга быть совпадением? Почему черные ящики были отправлены Эфиопскими властями не в США, а во Францию?
– Совпадение, конечно же, может быть, хотя многое говорит, что причина одна и та же. И тогда и сейчас многое говорит, что виновата система Stall Warning protection System (система предупреждения и предотвращения сваливания самолета), и эта система, как показало расследование, постоянно опускала нос, даже когда самолет не терял тяги. Пилоты пытались выправить положение, но автоматика более 20 раз не давала им это сделать. Впрочем, следствие даже по первой авиакатастрофе не закончено и точка не поставлена, а значит, возможно все. Сейчас мы можем лишь говорить о вероятности. И, тем не менее, определенное недоверие американской компании уже есть. Тот факт, что черный ящик был отправлен во Францию, страну, где находится главный конкурент Боинга, компания Airbus, говорит именно об этом. Участники этой драмы пока всерьез настроены выяснить не официальную версию производителя самолета, а докопаться до истинной причины проблемы, чтобы искоренить ее. Кто знает, может быть и A320 neo лишь по счастливой случайности пока ни разу не упал?
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости