Top.Mail.Ru
Общество
ДФО
0

«Основное препятствие, к которому я готовлюсь, – обход самого коварного мыса Сюркум»

Максим Харченко
Максим Харченко

Дальневосточный sup-райдер хочет повторить путь первооткрывателей Сахалина в одиночку. Член «Русского географического общества» (РГО) Максим Харченко готовит уникальный экстремальный поход длиной в 1000 километров. В интервью «ФедералПресс» Максим Харченко рассказал, как готовится к суровому испытанию длительностью в два с половиной месяца.

Максим, sup-бординг на Дальнем Востоке только набирает обороты. Как Вы познакомились с ним?

— В 2014 году я познакомился с основателем sup-движения в России Яковом Улькиным. Он фактически привез в Россию первый sup и начал его продвигать. Sup-бординг сейчас очень популярен во Владивостоке. Встав на sup, определился, что придет время – и у каждого дальневосточника, который живет на берегу моря, будет на семью своя доска. И это будет уже обычно. По-моему, еще ничего не придумали лучше, чем провести время на берегу, катаясь с детьми на доске.

В 2017 году я прошел на sup-борде все побережье Приморского края. В прошлом году повторил легендарный шлюпочный маршрут адмирала Невельского 1849 года, когда он на свой страх и риск, без позволения царя открыл устье Амура и то, что Сахалин – это остров. Меня очень заинтересовал этот факт, и я решил на sup-борде повторить его маршрут. Стартовал я из Николаевска-на-Амуре, перешел реку Амур в самом узком месте, прошел Амурский лиман вслед за Невельским и, обогнув мыс Лазарев, увидел пролив между материком и Сахалином. А в этом году планирую пройти 1000 км из Приморья до мыса Лазарев и перейти с материка на Сахалин в самом узком месте. Там очень мощные течения, мощные ветра. Предстоит очень серьезная работа.

2d3b71456e977b39c3da224c29d68514.jpg

Что вас воодушевило на предстоящий переход?

— Я недавно увлекся историей. Амурская экспедиция адмирала Невельского открывала бухту за бухтой с 1849 по 1855 год. Адмирал сумел открыть и доказать, что Дальний Восток принадлежит России. Офицеры, его сподвижники, шли за Невельским куда угодно. Несмотря на малое количество продуктов, голод. Они исследовали хребты, далекие гавани. И все это при том, что питания у них практически не было. События были очень драматические. Когда был основан Константиновский пост в Императорской гавани (ныне – Советской гавани), в первую зимовку погибли 20 казаков и матросов. Люди практически на одном энтузиазме открывали и присоединяли новые и новые территории. Моя экспедиция как раз и называется «По следам адмирала Невельского». Я ее буду осуществлять на sup-борде в одиночку. Старт будет в мае на мысе Олимпиады, около поселка Усть-Соболевка – это самый север Приморского края. Потом маршрут пройдет вдоль Хабаровского края – 1000 км на север до мыса Лазарев. Там в самом узком месте между материком и островом Сахалин в проливе я буду переходить с материка на остров Сахалин. И как только мой sup коснется сахалинской земли – будет финиш.

Полагаю, маршрут непростой. Наверное, будут опасные участки на вашем пути?

— Основное препятствие, к которому я готовлюсь как физически, так и психологически, – обход самого коварного, далеко выдающегося в Татарский пролив мыса Сюркум. Он находится между Совгаванью и поселком Де-Кастри. Перед тем как зайти в залив Чихачева, будет несколько скальных стен длиной по 10–15 км. Мне нужно будет их по очереди преодолеть. Сложность в том, что высокие скальные бастионы, созданные вулканическими породами, постоянно обваливаются. Возможности в этом месте пристать и передохнуть не будет. Их нужно проходить за раз. И кульминация всего – это переход от мыса Лазарев до мыса Погиби, самого узкого места в проливе. По информации от специалистов, там два глубоких фарватера, по которым идут мощные течения. Плюс там, как в трубе, может подняться ветер, который может меня выкинуть или в Татарский пролив, или в Амурский Лиман.

a7741215ba390b9802549186009977ec.jpg

И вам не страшно?

— Сейчас я во Владивостоке усиленно тренируюсь. Готовлюсь и физически, и психологически. Прохожу специальные программы подготовки по правильной гребле на sup-борде. Слежу за пульсом, за питанием. Меня поддерживают российская компания, которая занимается изготовлением одежды для экстремальных видов спорта, Bask, и американские компании, которые производят sup и экипировку к ним. Английская компания Red Paddle предоставила на мой проект самое лучшее в мире весло. Оно очень легкое. Весит чуть тяжелее, чем стакан с чаем. Это очень важно. Мне за два месяца предстоит сделать практически полмиллиона гребков, потому что за один гребок sup продвигается по морю на два метра. Скорость будет как у пешехода. Снаряженный sup на старте будет весить около 100 кг.

В таком многодневном походе вес играет значительную роль. Вы, наверное, будете питаться сублимированной пищей, чтобы сэкономить килограммы на еде?

— Нет. Я брал сублимированные продукты в первую мою экспедицию. Это была моя ошибка. В процессе гребли на sup по 8 часов в день тратится столько калорий, что сублимированные продукты просто не успевают меня насыщать. Поэтому я буду на «итальянской диете»: самые обычные алтайские макароны и тушенка с байкальского завода – конина и говядина. Это будет мое основное питание. Еще по возможности возьму свеклу. Это будет овощ номер один в моей экспедиции. В прошлом году, когда я восемь дней шел от Николаевска-на-Амуре до поселка Лазарев, настолько хотелось овощей, что свекла мне приснилась. С мыса Лазарев я через лес, по скалам шел до ближайшего магазина в поселке. Купил там свеклы, потом шел обратно в лагерь, чтобы сварить и съесть.

Расскажите еще о быте, как он будет организован? Где планируете ночевать?

— Ночевки будут на берегу. Буду смотреть места, где удобно высадиться на sup, где есть поблизости вода. Опыт уже есть. Уже сейчас просматриваю космические снимки побережья Татарского пролива, чтобы примерно наметить, где в перспективе можно будет вставать на ночь. Темп продвижения максимум будет 25–30 километров в день. Средняя скорость – примерно 100 километров в неделю с учетом сильного ветра, штормов, самочувствия и дней отдыха. Из этого расчета и буду брать запас продовольствия, газовых баллонов. На sup у меня будет запас еды на две-три недели. Ведь в условиях экспедиции важно максимально успеть отдохнуть. На костре буду готовить только если будут дни отдыха или если нужно нагреть воды, чтобы помыться. В остальных случаях – только на газу. С собой также возьму запас воды на три дня. Это на случай, если прижмет где-то на скалах и придется ночевать вдалеке от пресной воды.

3223ba352ac38c5741c25426597bb7a0.jpg

Возьму с собой специальную палатку с интересной системой вентиляции. Я буду спать практически рядышком с газовой горелкой, но фактически не буду чувствовать запаха газа. Вообще, я для своей экспедиции собрал кластер партнеров с самым топовым, самым лучшим снаряжением, которое проверено. Ведь я иду один. Риск очень высокий. Поэтому очень важно, чтобы снаряжение меня не подвело.

А местных лесных обитателей не боитесь? На Дальнем Востоке много медведей.

— Встреча с ними – действительно высокий риск. В прошлом году, когда я шел по следам шлюпочного перехода адмирала Невельского, моя палатка стояла недалеко от воды. Практически каждую ночь мимо проходил медведь в поисках рыбы. Мне приходилось хлопками в ладоши его отпугивать.

Сколько Вы максимально даете себе времени на этот переход?

— Ориентировочно два – два с половиной месяца. На Сахалин должен прибыть в конце июля.

А как будете поддерживать связь с внешним миром?

— Конечно, если будет возможность, буду выходить на связь. Но это будет не часто. Ближайшее место будет в Советской гавани, потом в поселке Де-Кастри и уже потом – в поселке Лазарево. То есть за два с половиной месяца я выйду на связь всего лишь раза три-четыре. Особенно будет большое «окно», в 400 км, между Советской гаванью и Де-Кастри. Я практически месяц пройду в полной тишине. Никто не будет знать, где я и что со мной. Такое серьезное испытание хочу себе устроить – пройти это расстояние без спутникового телефона с надеждами только на свои силы, опыт и интуицию. Я считаю: тот факт, что со спутникового телефона можно позвонить в любой момент, расслабляет. Уменьшает бдительность, и увеличивается вероятность получить травму. А когда ты идешь без него – полностью сосредотачиваешься и мобилизуешься.

411ae03428514fad1c9077cdd9a92b83.jpg

Неужели даже маячков не будет, по которым можно отслеживать ваше перемещение? А погоду как будете определять?

— Нет, таких маячков не будет. Только обычный мобильный телефон. Когда идешь один, шестое чувство обостряется. Начинаешь видеть, чувствовать больше. Обращаешь внимание на каждый легкий порыв ветерка. Анализируешь каждое интересное облако, которое может стать началом сильного ветра, дождя или бури. Шестое чувство – как барометр: все время подсказывает, когда стоит идти по морю, а когда нужно все же выйти на берег, увеличить темп или прижаться к скалам. Так и буду определять погоду.

А что будете делать, когда достигнете сахалинской земли? Как будете возвращаться – так же, на sup, или самолетом, к примеру?

— Это будет очень серьезный переход. Старт будет в три часа ночи. Его я планирую пройти на максимальной скорости и финишировать на сахалинском мысе Погиби. Скорее всего, когда прибуду на Сахалин, просто рухну и в ближайшее время не смогу взмахнуть веслом. Я проконсультировался, там иногда курсируют катера. Попрошусь, чтобы меня закинули на материк. На мысе Лазарев меня будет встречать группа поддержки. Она отвезет меня во Владивосток.

И что, толком не побываете на нашем острове?

— По секрету расскажу: в следующем году я планирую экспедицию по Сахалину. Хочу пройти вдоль всего западного побережья острова с юга на север. Стартовать планирую в Корсакове. На самом деле экспедиция 2019 года станет тренировкой для маршрута по Сахалину.

c370e10404d61e5041bae976d7c78d70.jpg

Результаты экспедиции где-то будут отражены?

— После экспедиции я буду выступать в РГО с отчетом. Буду показывать фотографии, видео с тех самых мест, где развивались события Амурской экспедиции XIX века. Буду рассказывать о своих ощущениях – ощущениях человека, который первый раз попадает в те условия. Еще думаю завести путевой дневник с фотографиями и небольшими заметками.

Фото: из личного архива Максима Харченко

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.