Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
1

«Я не стремлюсь всем угодить: даю советы как мама, а не как бизнесвумен»

Ирина Меженская
«Я не стремлюсь всем угодить: даю советы как мама, а не как бизнесвумен»

Каждая семья, имеющая маленьких детей, сталкивалась с такой проблемой: покупаешь ребенку хорошую игрушку, сам радуешься приобретению, а чадо через неделю-другую благополучно забывает о новинке. Особенно обидно, когда речь идет о дорогой брендовой игрушке. Жительница Тюмени Ирина Меженская, пока находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, открыла компанию «Играйка» по прокату детских игрушек. Такую простую идею тюменка пять лет назад подсмотрела у столичных мамочек. Позже многие женщины готовы были рвать на себе волосы, почему не додумались до этого первыми. Как покоряла новый рынок молодая мама, сколько денег вложила в бизнес, как ей удавалось совмещать роли мамы и бизнесвумен – в интервью «ФедералПресс» с Ириной Меженской.

«Начала с нуля»

Ирина, как пришла идея заняться прокатом детских игрушек?

— Когда первому ребенку, сыночку, исполнился год с небольшим, мне стало как-то скучно, на месте не сиделось, хотелось чем-то заняться. Вычитала в интернете, что в Москве есть прокат игрушек. Меня это заинтересовало. С одной стороны, хотелось, чтобы ребенок играл хорошими, брендовыми игрушками. С другой стороны, они очень дорогие, да и хранить их особо негде. Я поняла, что тема вполне актуальна. Какое-то время я вынашивала эту идею, месяца три-четыре обдумывала. Мой мониторинг показал, что в Тюмени такой услуги нет. Но все равно сомневалась, будет ли интересно. Знакомые мне, например, говорили: «Что за ерунда!». Конечно, обсуждала эту идею и с мужем. Он серьезно не отнесся, но и против не был: «Хочешь – пожалуйста, занимайся!».

Так я и решилась. Открыла ИП, зарегистрировалась. У меня экономическое образование, до декрета я работала специалистом в банке.

08743950f3b277d29b2302e78be3c1eb.jpg

С чего начинали? Сколько денег вложили в дело?

— Начала с нуля. Я не стала брать деньги в банке, не стала занимать у родственников и знакомых. Просто купила восемь не слишком дорогих игрушек, на это ушло 20 тысяч рублей. Купила горочку, батут, какие-то развивающие игрушки… Завела группу в ВК и стала раскручивать свою услугу. Сначала заинтересовались знакомые, мамочки, с которыми гуляли вместе с детьми, потом сработало сарафанное радио. Большого бюджета у меня не было для рекламы. Раскручивалась потихоньку. Но мамы, которые сначала недоумевали и не понимали, как можно игрушку сдавать в аренду, потом присоединились: «Ой, какая интересная игрушка! Мы тоже хотим поиграть!».

Что было самым сложным на первом этапе?

— Учесть все юридические тонкости, может быть. Привыкнуть к тому, что прокат – это еще и физическая работа: обработка игрушек, развозка. Приучить себя писать посты в соцсети, вести странички, мне не всегда нравится этим заниматься. Но есть такое слово – «надо»!

Вы читали какую-то специальную литературу по ведению бизнеса? Учились?

— В свое время читала книги, связанные с личностным ростом человека, с развитием личности. Литературу по бизнесу начинала читать, но пока это дается с трудом из-за

нехватки времени. Я действую больше интуитивно, но, думаю, мне бы не помешало посетить какой-нибудь интересный семинар.

Чем вы руководствовались, устанавливая цену за прокат?

— Цена проката зависит от стоимости самой игрушки. Она должна окупаться примерно в течение полугода. С одной стороны, игрушка не может окупаться слишком долго. С другой стороны, торопиться тоже нельзя, высокая цена отпугнет – никто брать не будет. Цена должна быть доступной. Кроме того, я, конечно, ориентировалась на цены проката таких же игрушек в других городах.

Но все игрушки разные. Одни окупаются быстрее, другие – дольше. Ведь важно еще угадать с игрушкой, почувствовать, какая нужна твоим клиентам. Это сейчас у меня уже сложился определенный опыт, я знаю, что пользуется спросом, а что – нет. Советуюсь с девочками-коллегами из других городов: я состою в содружестве проката игрушек в России. А в начале своего пути больше ориентировалась на интуицию и изучала ассортимент проката в других городах. Тем не менее были моменты, когда игрушка чаще лежала, чем была в обороте. Есть у меня одна игрушка, которую вообще ни разу не брали, – это манеж.

Хотя справедливости ради надо сказать, что на первом этапе работы почти все было в прокате. Появлялись очереди на игрушку. Ведь услуга была новая, люди интересовались.

673b5973e03c934dbb167fc1270f5370.jpg

«Прокат – это долгоокупаемый бизнес»

Когда заработали первый рубль?

— Первые два года весь свой доход я вкладывала в покупку новых игрушек. Но я не могла себе позволить покупать их партиями, брала по две-три штуки. Прокат – это очень долгоокупаемый бизнес. Но у меня и не было задачи быстро заработать много денег. Мне просто было интересно заниматься своим делом, продвигать такую нужную семьям с детьми услугу, развиваться, в конце концов.

Сколько сейчас я зарабатываю, не скажу. Но со своей прежней работы я уволилась. Заработок у меня примерно такой же, как в сфере найма. Но за последние два года он практически не вырос. Видимо, потому что появились конкуренты и спал первоначальный интерес к услуге.

Пока я занималась прокатом, у меня родился второй ребенок – дочь. На работу я выходить не собираюсь. Наоборот, с появлением детей оценила преимущество предпринимательской деятельности. Я чувствую себя свободной: примерно за те же деньги мне пришлось бы находиться в офисе с утра до вечера. А так – я сама себе хозяйка. Могу детей увезти в садик и забрать, сводить на кружки. Пойдут в школу – новые заботы, которые тоже требуют моей мобильности и возможности лавировать. Свободный график дорогого стоит, но для меня ценно это преимущество. Да, мне приходится работать по выходным, иногда по вечерам, когда уложу детей. Но все-таки я выбираю свободу!

В чем еще заключается ваша работа?

— После каждого пользователя все игрушки мы обязательно моем и обрабатываем. Моем мыльным раствором, если тканевые – обязательно стираем детским порошком. Все протираем антисептиком, хлоргексидином, используем антибактериальные салфетки. У нас есть современный пароочиститель, чтобы обрабатывать автокресла, коляски, манежи-кровати. Поскольку работа эта серьезная и требующая силы, у меня есть помощница-мойщица. Она выходит два-три раза в неделю, в зависимости от количества возврата.

cd77e8cc8ca12395f1616d09cb1381ab.jpg

Я сама тоже мою, упаковываю, развожу некрупногабаритные игрушки. Большую помощь мне оказывает муж. Раньше он отвечал за доставку, хотя у него и своей работы очень много. Он помогает мне до сих пор.

Кроме того, немало работы в интернете: продвижение в соцсетях и мессенджерах. Специально я этому не училась. Наверное, поэтому написание постов занимает у меня много времени. Есть еще работа на сайте: каждый день нужно отмечать, что свободно, что занято. Муж разработал специальную программку, в которой фиксируется информация о передвижениях игрушек.

Сколько у вас сейчас игрушек? Вы отвечаете за их безопасность?

— Около 200, под склад занята квартира. Конечно, теперь кроме игрушек я предлагаю и так называемые сопутствующие товары: автокресла, манежи-кровати, укачивающие центры… Ориентируюсь на спрос. С прошлого года у меня появились коляски для путешествий.

Мы покупаем брендовые игрушки, у производителей которых есть сертификаты, – это такие известные марки, как Bright Starts, Fisher-Price, Chicco и другие. Китайские игрушки мы не приобретаем принципиально, у нас нет их в ассортименте. У них не только сомнительное качество с точки зрения безопасности для ребенка, но они еще и быстро ломаются. А игрушкам европейских марок, можно сказать, сносу нет.

Сегодня мы предлагаем товары на прокат для детей от нуля (весы для новорожденных) до 7–8 лет (надувные батуты). Но больше всего предложений – для малышей от одного года до трех лет. У нас есть игрушки, которые будут интересы и малышам, и детям постарше: например, кухни, супермаркет…

3e616aa9c376e7bdfa63030a5c3b1027.jpg

Прокат игрушек – сезонный бизнес?

— Да. Летом с детьми больше гуляют и путешествуют, поэтому берут не игрушки, а автокресла, коляски, манежи для поезда, эргорюкзаки… Летом, можно сказать, некоторое затишье. И я стараюсь больше времени проводить со своими детьми, отдыхать. А вообще самые популярные игрушки у нас – это горки и батуты с сеткой. Батутов, кстати, нам не хватает в ассортименте, надо докупать. В период карантина в поликлиниках у нас разобраны все весы для новорожденных. Сезонность отражается и на доходах: они разные – в зависимости от времени года. Немалую долю съедают налоги, они хорошо бьют по карману. Тем не менее я стараюсь все делать вовремя и по-честному.

de8a154c8c8e1f7781e88839fa1afb3b.jpg

«Общаюсь с клиентами как мама, а не как предприниматель»

Ирина, вы начинали одна, а сейчас появились конкуренты, тяжелее стало?

— Первое время меня расстраивало появление конкурентов. Сейчас нет. Я поняла, что конкуренты – это своего рода пинок для развития. Каждый новый игрок на рынке заставляет меня двигаться вперед. Ведь когда долго работаешь, наступает застой. Так что в конкуренции я вижу больше плюсов. Правда, в Тюмени две-три крупные и серьезные компании, остальные – поменьше. Желающие быстро заработать на этом быстро закрываются. Потому что это бизнес, развитие которого зависит от интереса, а не от больших заработков.

А кто ваши клиенты? Как у вас складываются отношения с ними?

— Работа с клиентами – самая сложная. В основном у нас понимающие и хорошие люди. Иногда бывают и недоразумения, конечно. Например, некоторым клиентам не нравится

наше условие – наличие постоянной тюменской прописки. Мы просим вместо прописки внести залог. Конечно, стараемся брать по минимуму, но, бывает, игрушка дорогая, а если берут сразу две или три, то и залог не может быть маленьким. Бывает, клиенты начинают спорить из-за этого. А мы так страхуемся. Просто были такие случаи (не у нас), когда неместный клиент уехал в другой город вместе с игрушкой.

У нас много постоянных клиентов, которые пришли к нам с первым ребенком, сейчас у них уже вторые и третьи дети. Чаще всего, конечно, это молодые мамы от 20 лет. Но есть и бабушки, дедушки. Немало активных мам, которые занимаются своим бизнесом.

У вас появилось какое-то правило общения с клиентами?

— Главное правило – искренность. Я не стремлюсь им угодить, поддакивать, чтобы только взяли игрушки. Мне кажется, фальшь люди сразу чувствуют. Я советую им исходя из соображений мамы, а не бизнесмена. Если вижу, что выбранная ими игрушка не соответствует возрасту ребенка, говорю об этом, предлагаю взять поинтереснее для ребенка вариант. Например, мама решила взять прыгунки, а малышу еще четыре месяца, спинка не окрепла, советую подождать с этим. Наверное, поэтому к нам и возвращаются.

b3133b2e2a107a58ece9451dfc0cbc16.jpg

Как вы совмещали два таких нелегких дела: быть мамой и предпринимателем?

— Признаюсь: это нелегко. Когда дети были маленькими, мне муж много помогал: полностью был на доставке, помогал мыть игрушки. Когда появился сайт, сам его вел. Мне приходилось мыть игрушки ночами, когда дети спали. Но они подросли и стали оставаться с бабушкой. Стало полегче.

4a680a76ea876ad9be205aaffb9727af.jpg

А есть мечта, связанная с развитием бизнеса?

— Конечно, хочется увеличить обороты, ассортимент игрушек и других товаров. Есть пробелы, над которыми нужно поработать. Но пока я сконцентрирована немного на решении семейных задач. А для глобального развития нужно много сил и средств.

Не жалеете, что пять лет назад открыли свое дело?

— Нет, конечно! Я не погрязла в бытовых заботах, многое узнала, смогла реализовать себя в новом деле; надеюсь, это помогло мне стать лучше. И мамам, которые находятся в раздумье по этому вопросу, я бы посоветовала не бояться. Если у женщины есть интерес, если она горит своей идеей, значит, у нее хватит и сил, и времени на реализацию.

8129ba78b3d82950f49553a74a1fca0f.jpg

Фото из архива Ирины Меженской

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.