В конце мая объявили о ликвидации контактной сети для троллейбуса на центральных улицах Краснодара. Тема вызвала большой интерес у жителей. Многие из них раскритиковали инициативу мэрии. Чтобы помешать этому, устраивались акции протеста и одиночные пикеты, однако администрация все-таки довела дело до конца. В середине июня провода сняли. Об этой ситуации, а также о других важных для жизни города вопросах «ФедералПресс» поговорил с экс-мэром Краснодара, ныне депутатом Государственной думы от «Единой России» Владимиром Евлановым.
О городе и изменениях при Евгении Первышове, перспективы
В последнее время в городе проходит много событий – реконструкция «Авроры», масштабное благоустройство и строительство. Можете назвать изменения, на которые вы как краснодарец обратили особенное внимание?
– Во-первых, видно системное и грамотное участие Краснодара во всех действующих федеральных и региональных программах. И в первую очередь хочу отметить уровень внимания федеральных программ и национальных проектов именно по решению проблем и повышению качества жизни в муниципалитетах, чтобы жители городов наглядно видели результат. Сейчас это важное направление работы федеральных министерств, депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от политической партии «Единая Россия».
В нынешней бюджетной политике поддержка на уровне Краснодарского края крайне важна, а участие в федеральных программах без помощи региона невозможно. Тут сейчас много направлений, которые действительно заметны.
Первое – это ремонт дорог, который без преувеличения кипит; качество дорог в Краснодаре и не только в центральной части стало гораздо лучше.
Второе – строительство социальных объектов. Когда нынешний глава Краснодара Евгений Первышов говорит о рекордах в этом направлении – это не преувеличение. Действительно, сейчас много строится школ и детских садов. Конечно, еще необходимо наверстывать то отставание, которое сложилось, когда эти направления не получали полноценного финансирования, но положительный перелом, считаю, уже наступил.
Третье – это благоустройство городских территорий, дворов жилых домов и зеленых зон. Тоже заметный и очень положительный результат; думаю, видят многие жители. Вообще, я бы отметил, что благоустройство – это новый российский тренд для меценатов. Именно такое направление вложений денег от предпринимателей находит наибольший позитивный отклик у жителей. Особая благодарность Сергею Николаевичу Галицкому.
Еще отмечу, что в программах мало просто участвовать, – нужно качественно это участие подтверждать. Здесь тоже вижу хорошую работу команды городской администрации. Конечно, за всеми делами необходим государственный и партийный контроль.
Какова ситуация с финансированием дублера Яблоновского моста? Есть ли вероятность, что проект будет реализован?
– Вы видите, какая ситуация с Яблоновским мостом. С 12 июля по нему смогут ездить только легковые авто. И это, с одной стороны, необходимость, потому что безопасность жителей прежде всего, меры понятны. С другой – это красный сигнал внимания, что новые мосты через Кубань необходимы. И дублер Яблоновского моста, и другие мосты. Надо прорабатывать. Со своей стороны активно общаюсь с Минтрансом РФ по этой теме. Рассчитываю, что его внесут в план финансирования на 2020–2022 годы. И что долгожданное строительство начнется в ближайшее время. Это важно для десятков миллионов жителей. Я не преувеличиваю. Вся Краснодарская агломерация, если взять радиус в 50 км (это уже около 2,5 млн человек), пользуется мостом. Плюс еще миллионы отдыхающих, еще плотнейшие бизнес-связи Краснодарского края, портов Кубани, Адыгеи – все это в копилку необходимости строительства.
Река Кубань не должна быть преградой для жизни нашего региона. И здесь я рассчитываю, что необходимость строительства при общей поддержке и участии губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, главы Республики Адыгея Мурата Кумпилова и нашем – депутатов Госдумы – мы вместе добьемся начала строительства. Другого выхода нет. Сейчас промедление будет вредить развитию региона.
Ликвидация троллейбуса и общественный транспорт
Как вы оцениваете транспортную реформу и отсутствие троллейбусов на Красной? Стоит ли ждать полной ликвидации троллейбусов?
– Меня тоже встревожили сообщения жителей. В мою бытность мы делали максимум, чтобы электрический транспорт, трамвай в первую очередь, сохранить. Разбирался в ситуации. На самом деле не надо сгущать краски. Стоит ждать обновления всего общественного транспорта. Сейчас мы видим самые серьезные инвестиции в развитие Трамвайно-троллейбусного управления и системный старт обновлению транспорта. Закупают трамваи и троллейбусы, причем достаточно большими партиями.
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, возможности которых на порядок больше, то сейчас Краснодар готовится обновлять и развивать общественный транспорт едва ли не самыми рекордными для других городов России темпами.
Ну и не забывайте, что у нас южный город и нужны не просто новые трамваи, троллейбусы и автобусы, в том числе электробусы, – а те, которые смогут выдержать жару и создать комфортные условия для пассажиров. Это мощные кондиционеры и общие доработки для Краснодара, которые не делают для многих других городов. В этом плане нашему общественному транспорту сложнее, но и тем он важнее для горожан. Рассчитываю, что наш российский производитель продемонстрирует, что способен поставлять эффективные машины для всех климатических зон, в том числе для нашего жаркого юга.
В Краснодаре собираются сделать выделенные полосы для общественного транспорта. В том числе и на улице Северной и других центральных улицах. Пойдет ли это на пользу городу?
– Безусловно. Это на самом деле в комплексе с обновлением общественного транспорта единственный способ улучшить в перспективе дорожную ситуацию. До сих пор уверен, что отменять выделенную полосу на Северной и останавливать введение новых полос не стоило. Здесь мы сильно затормозились. Рад, что эта работа возобновляется и новые полосы вводят уже с учетом того опыта, который мы наработали.
О дольщиках и новой системе строительства
Насколько поправки в ФЗ-214, связанные с эскроу-счетами и проектным финансированием, помогут сделать права дольщиков более защищенными? Можете ли сказать, когда система наладится? Пока, по заверению застройщиков, с этим есть проблемы.
– Это очень обсуждаемая тема, действительно, так. Опасения есть. Но на самом деле тут важно расставить приоритеты. Федеральные требования вводятся для главного – обеспечения надежности строительства. В первую очередь для покупателей жилья. Нужно сделать так, чтобы они не зависели от того, насколько грамотный или честный руководитель строительной фирмы. Ситуация, которая сложилась по всей стране, в Краснодарском крае и в Краснодаре в частности, – яркое свидетельство того, что федеральное законодательство необходимо было дорабатывать. Это и произошло. Цены не взлетят, как прогнозируется. Уверен, сейчас стройкомплекс уже достаточно развит, чтобы справиться с этим.
Несмотря на совсем «свежее» вступление в силу изменений, готовились они достаточно давно. На Кубани уже сейчас по девяти проектам многоквартирного строительства получено одобрение по финансированию по новой схеме. В целом в крае выдавать кредиты застройщикам уже уполномочены 37 банков. 13 из них начали работать по проектному финансированию. Сейчас в стадии рассмотрения – 82 проекта на получение займов по новой схеме. Это достаточно большой объем строительства – 2,5 млн кв. метров жилья и больше 3,5 тыс. договоров долевого участия.
Вы открыли в Краснодаре приемную для обманутых дольщиков. Как много людей обратились за помощью? Удается ли решать их проблемы?
– Каждый месяц в период региональной недели я провожу встречи с гражданами. Ко мне обращаются не только по вопросам долевого строительства, но отмечу, что большая часть обратившихся – обманутые дольщики. И хотя решение проблемы сегодня в большей мере лежит на руководстве городов, районов и регионов, я держу на контроле ситуацию с каждым обратившимся. С каждым конкретным случаем разбираюсь, отправляю депутатские запросы, а также юристы проводят консультации в моей региональной приемной.
О работе и приоритетах
Каких успехов вам удалось достичь в рамках вашей деятельности за последнее время? Что в планах? Какие вопросы для вас являются приоритетными?
– В приоритете все вопросы развития экономики Краснодарского края, Краснодара и Динского района, представителем жителей которых являюсь в Государственной думе. Тесно работаю в Совете законодателей края, мы берем на сопровождение инициативы нашего региона. Например, я лично сопровождаю рассмотрение законодательных инициатив в комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы. Плюс общение с федеральными министерствами, участие в поиске стратегических решений, для того чтобы муниципалитеты, города и районы получали больше возможностей для развития. И главное – участие в разработке, сопровождении и контроле за исполнением федеральных программ и национальных проектов на закрепленной депутатской территории.
Фото: из личного архива Владимира Евланова, ФедералПресс / Андрей Гусий