В Москве прошли акции протеста против отказа избиркома допустить к выборам в Мосгордуму независимых кандидатов. Несанкционированные митинги проходят в столице с конца июля. Однако протестующие решили расшить географию и организовать акции в регионах. В Южном федеральном округе в том числе. «ФедералПресс» поговорил с ветераном спецподразделения «Альфа», имеющего три ордена Мужества, Андреем Лобановым о жестокости сотрудников правоохранительных органов, о том, почему митингующих бьют и о лучшем наказании для тех, кого задержали.
Как вы относитесь к акциям протеста, которые прошли в Москве?
– Оппозиция хочет провести акцию протеста, но согласно Конституции никто не запрещает устраивать мирные демонстрации и какие-либо акции. Однако свои действия необходимо согласовывать с властями. Во всем мире так. Это делается для того, чтобы определить место и время. Чтобы там транспорт не ездил, скорая помощь дежурила, а также находились другие экстренные службы. Просто так выскакивать и куда-то идти – неправильно.
Акция протеста – это выражение позиции, а не просто орущая толпа, которая куда-то идет. А то получается как у Портоса из «Трех мушкетеров»: «Вы почему деретесь?». «Просто потому что дерусь». Арамис же объяснял, что не сошелся во взглядах относительно позиции святого Августина по некоторым псалмам.
Если вы протестуете, то выносите требования, которые понятны всем. Потому что иначе появятся те, кто будет отыгрывать свою тему. А толпу завести ничего не стоит, в толпе-то мозги отключаются. А неокрепшие умы или специальные проплаченные люди будут раскачивать все это дело. И начинается: «Давайте всех свернем».
Как им донести свою позицию?
– Референдум. Люди вышли, подписались где-то и объявили о своем недоверии к власти, например. Но согласно закону. Надо предлагать свое, а не рушить все до основания. Уже рушили.
Участники несанкционированных акций считают, что полиция, ОМОН и Росгвардия действовала так жестко? Вы согласны?
– Где-то может быть сотрудники ОМОНа и Росгвардии переборщили. Там же тоже люди разные, и некоторые не от большого ума тоже есть. Кому-то просто нравится палкой бить. Может его в детстве обижали, а теперь у него власть появилась и он отыгрывается. Разные люди попадаются как с той, так и с другой стороны.
Толпа начала скандировать, полиция стала их избивать. Провокаторы все это раскачали. Где-то правоохранительные органы и нормально себя повели.
Чтобы хаос создать тем же провокаторам нужны цепляющие действия. Например, разбить витрину, перевернуть машину. Это же цепная реакция. А потом уже никто не думает. Из толпы выкрикивают лозунги: «Долой всех». Вот появился товарищ, который предложил убивать детей сотрудников. Это нормально? Я думаю, что не совсем.
Это как в детстве: толкаются, толкаются, пока кто-то кому-то нос не разобьет. И понеслась драка.
Когда начинаются столкновения, то их порой сложно останавливать. Они могут усугубиться. Кто-нибудь на каком-нибудь «КРАЗе» поедет давить полицию, а те в свою очередь еще бабахнут. То есть столкновения уже тяжело будет остановить. Важно вот что. Пусть будут эти демонстрации. Если не согласовывают, значит надо добиваться согласования. Я – человек из силовых структур, из вооруженных сил, мне важен порядок. Но я тоже со многими вещами не согласен. Мне больно смотреть как страна куда-то катится.
Как можно не допустить столкновений?
– Повторюсь, важны правильные лозунги и четкое понимание, что именно нужно требовать. А когда вот так вот эфемерно, какие-то примерные лозунги, тут появляются проплаченные люди. С обеих сторон. Бабушки под 80 лет, которым хорошо жить и они до сих пор работают и будут продолжать.
Нужно разговаривать, слушать, находить общие точки соприкосновения. Истина где-то посередине будет. А те и другие не хотят, поэтому и получается вот этот жесткач. Когда понимания нет, начинается драка.
Сложно представить, что толпа начала сама двигаться по улицам, ее никто не координировал. По вашему мнению, у таких акций есть организаторы?
– Реакцию легко подогреть – люди заряжены, на нервах. Обязательно есть люди, которые управляют толпой и реакцией. В толпе также обязательно окажутся провокаторы. И даже если может показаться, что ситуация никак не контролируется, то за определенными действиями обязательно кто-то будет стоять. Пустое место всегда заполняется».
Многие высказывают мнение, что за участие в подобных несанкционированных акциях надо вводить обязательные работы в качестве наказания. Вы согласны с этим утверждением?
– Согласен. Надо ввести жесткую административку. Собрать их всех и пусть доказывают любовь к Родине. У нас что, работать негде? Пусть летом Москву-реку чистят, например. Работы – оптимальный вариант. Можно отправить пожары тушить, бороться с энцефалитным клещом. А чего им сидеть? Толку от этого мало. А то, может, еще и хуже будет.
Однажды с нами произошел такой случай в Китае. Нас обокрали. Мы с грабителями справились, но тут откуда-то появились дружинники, скорее всего. Они взяли этих ребят, потом полиция приехала. Забрали нас всех в участок. В участке полицейские очень жестко избили грабителей при нас. Действительно жестко, что даже мы попросили прекратить, хотя много всего довелось повидать.
Мы спросили, что с ними будет дальше. Полицейские ответили, что ничего страшного с ними не будет. Тем более, он попались впервые. 21 день каторги на каменоломнях. Их куда-то вывезут, закуют в цепи и они будут работать.
Возможно, по нашим меркам это не совсем гуманно.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин