Спецназ Киргизии предпринял попытку задержания бывшего президента республики Алмазбека Атамбаева. Седьмого августа спецслужбы атаковали его резиденцию в селе Кой-Таш в 20 километрах от столицы.
Однако сторонники Атамбаева сумели блокировать спецназ на территории резиденции, а впоследствии отбить атаку силовиков и захватить нескольких бойцов. Число получивших травмы и ранения в ходе столкновений достигло 52 человек. Один спецназовец погиб. В связи с обострением обстановки действующий президент республики Сооронбай Жээнбеков проводит в Бишкеке внеочередное заседание Совета безопасности Киргизии.
Парламент Киргизии 27 июня проголосовал за лишение Атамбаева неприкосновенности и статуса экс-президента, а это дает возможность привлечь его к уголовной ответственности. Атанбаева подозревают в содействии перепрофилированию земельных участков, коррупции при реконструкции ТЭЦ Бишкека, незаконному освобождению из мест заключения криминального авторитета Батукаева, в незаконном получении участка для строительства жилого дома в селе Кой-Таш. Сам экс-президент расценивает обвинения как политическое преследование и называет их «чушью». О том, что стало причиной силового сценария в Кой-Таше, и как происходящее отразится на отношениях Киргизии и России, «ФедералПресс» рассказал эксперт центра военно-политических исследований МГИМО, политолог Александр Перенджиев.
Александр Николаевич, каковы основные причины столь жесткого противостояния действующего президента Киргизии и бывшего главы? Только ли коррупционные скандалы стали причиной снятия с Атанбаева неприкосновенности и силовой атаки? Или возможно и личное неприятие между Атамбаевым и Жээнбековым?
— Прежде всего необходимо отметить, что в Кыргызской Республике не сложилась культура политической элиты, направленная на четкое отстаивание общенациональных интересов, сохранение единства и целостности страны, на обеспечение стабильности в обществе. Связано это с тем, что киргизская нация и государство образовались только благодаря руководству Советского Союза. Киргизское общество до распада СССР никогда не имело традиций, ценностей и опыта самостоятельного функционирования в рамках собственного государства. Напомню, что и Киргизская ССР не сразу образовалась в составе СССР, а первоначально была образована Киргизская автономная советская социалистическая республика.
Поэтому в киргизском обществе и в современной правящей элите Кыргызской Республике присуща система ценностей, направленная на сохранение и приумножение богатства своего рода, клана. Поэтому в этой среднеазиатской стране весьма пышно процветает непотизм, одно из самых опасных для государства коррупционных проявлений. Каждый глава государства, заняв пост, решает две проблемы. В первую очередь он сталкивается с тем, что в стране все ресурсы в основном принадлежат бывшему руководителю страны либо представителям его ближайшего окружения. То есть у нынешнего главы Кыргызской Республики есть власть государственная, но нет власти экономической. В условиях Киргизии надо понимать это так, что больше политической власти остается за Атамбаевым как за крупным экономическим собственником, чем у Жээнбекова, у которого политическая власть базируется на государственно-административном ресурсе.
Именно в этих условиях нынешний руководитель Кыргызской Республики в рамках объявленной антикоррупционной войны вынужден, подталкиваемый своим окружением, начать борьбу за отъем у предыдущего руководителя его собственности в стране в целях укрепления своей политической власти, недопущения двоевластия в стране. Поэтому неприятие между Жээнбековым и Атамбаевым как между двумя сильнейшими политическими фигурами, безусловно, существует. Но это неприятие построено не на личных, а именно на политико-властных отношениях.
Обоснована ли атака силовых структур в случае с Атанбаевым? Особенно атака внезапная?
— Дело в том, что Жээнбеков не может пойти на переговоры с Атамбаевым по поводу передачи от второго к первому собственности. Атанбаев однозначно не согласится. А сам факт переговоров, как полагают в официальном Бишкеке, может подорвать политико-имиджевые позиции нынешнего президента Кыргызской Республики. Поэтому атака силовых структур, которые подчиняются действующему руководителю страны в политических условиях Киргизии, попросту неизбежна. Для действующей государственной власти она была обоснованна. В отсутствие высокой политической культуры из-за несформировавшихся пока еще традиций и ценностей собственной государственности силовой метод будет еще долгое время рассматриваться в Киргизии как один из самых действенных.
Как происходящее в Киргизии отразится на отношениях Киргизии и России? Визит Атамбаева к Путину не помог ему избежать силового сценария...
— Киргизские кланы в СССР также находились в конкурентных, а то и открыто враждебных отношениях друг к другу. Некоторые, заручившись поддержкой «большого брата» из Москвы, пытались улучшить свои позиции или обеспечить себе относительную безопасность. Россия для Киргизии уже не является «большим братом». Поэтому между официальными Москвой и Бишкеком выстраиваются равные партнерские и союзнические отношения. Однако традиции упования на «большого брата» все же остались. Поэтому Атамбаев в силу этих традиций и обратился к Путину. Однако президент России не может вмешиваться в дела другого государства. Но вот выразить свою позицию по данному вопросу, безусловно, имеет полное право.
Избежать силового сценария вряд ли удалось. Однако официальной Москве все же придется предпринять попытки его избежать в целях сохранения стабильности в государстве, которое является союзником по ЕАЭС и ОДКБ. Кстати, возможно, что именно эти наднациональные структуры и будут использованы в качестве инструментов для обеспечения мира в Кыргызской Республике. Я говорю об использовании только дипломатических инструментов, если что!
Можно ли сказать, что искать поддержку у Москвы в подобных случаях бесполезно?
— Вмешиваться в «разборки» Москва не будет. Но с использованием дипломатических инструментов, с участием других союзнических и партнерских государств будет способствовать налаживанию внутреннего политического диалога и урегулированию внутриконфликтных ситуаций.
Чем чревато задержание Атамбаева помимо столкновения кланов, поддерживающих экс-президента и нынешнего?
— Подобные атаки могут в конечном счете привести к гражданской войне в стране. Поэтому с точки зрения сохранения стабильности и целостности самой Киргизской Республики, недопущения кровопролития и других опасных ситуаций для киргизского общества такие акции, пожалуй, не приемлемы – они чреваты кровавыми жертвами, массовыми беспорядками, появлением в массовых количествах незаконных вооруженных формирований. И в конечном счете ведут к возрастанию террористической угрозы в Центральной Азии, что несет колоссальную опасность и для нашей страны.
Фото: МВД РФ