Возле деревни Рыбинское на окраине Жуковского самолет А-321 «Уральских авиалиний» совершил жесткую аварийную посадку. К счастью, никто не погиб. По предварительным данным, легкие травмы получили 10 человек. Основная версия произошедшего – птица или даже стая птиц, попавшая в двигатель.
О том, почему подобное до сих пор происходит в нашей авиации, что с этим делать и стоит ли ждать повторения случившегося – в интервью «ФедералПресс» с бывшим военным летчиком, президентом Центра исследования общественных прикладных проблем Александром Жилиным.
Александр Иванович, в современных аэропортах давно стоят системы отпугивания птиц, почему произошедшее в Жуковском до сих пор возможно?
– Практика показывает, что вся эта система отпугивания птиц – это ерунда. Она неэффективна. Птицы привыкают, и эта проблема существует столько, сколько существует авиация. И никто толком эту проблему решить не может. А дело совершенно в другом. Дело – в бардаке. Когда какой-то мерзавец начинает по курсу взлета или посадки самолетов организовывать несанкционированные свалки, мусор и прочее.
Когда я служил в ВВС в советское время, в то ужасное советское время, которое сегодня проклинают, на военном аэродроме города Стрый Львовской области по курсу взлета наших самолетов глава администрации организовал свалку. Она просуществовала полтора дня, он получил свои 10 лет и отправился пилить лес. По всей стране прошел циркуляр, и мгновенно навели порядок. Сегодня никому ничего не нужно – только деньги.
Все пассажиры живы, и это уже говорит о том, что экипаж сработал профессионально. Чего же в этом случае больше – чуда или мастерства?
– Я бы особенно хотел отметить как авиатор блестящие действия пилота. Пассажирам повезло, что в экипаже оказался опытный летчик. Не статист, какие сегодня тоже есть, а профессионал, который моментально сориентировался и принял единственно правильное решение.
Сегодня в некоторых источниках появлялось мнение, что был большой риск сажать самолет с полным баками и следовало бы сначала выработать топливо…
– Когда у тебя отказали оба двигателя, я бы хотел посмотреть на этого мудреца, который рекомендует вырабатывать топливо. Чем? У тебя двигатели отказали – оба! У тебя есть 30 секунд на то, чтобы вывести самолет в горизонтальный полет и осуществить эту посадку. Сейчас, конечно, начнется. Глупости в соцсетях будет много. Но я уверен, что экипаж действовал блестяще. Весь экипаж, включая стюардов, поскольку была еще и эвакуация. Все эти ребята достойны наград и премий.
Эту аварию сравнивают с аварией «Суперджета»: тогда сажали на полосу с полными баками, подломилось шасси и произошел пожар. Тогда речь шла о молнии, сейчас о птицах. Так природа виновата или человек? Есть ли что-то общее в этих случаях?
– Что касается случая с «Суперджетом»… С этим авиационным лего, которое сляпали, надо разбираться так, чтобы принять решение – а его вообще можно эксплуатировать? Это кондиционный летательный аппарат или что? Потому что когда я слышу комментарий представителей компании и их конструкторского бюро, что «да, мы продолжаем доводить самолет до кондиции»... Вы с ума сошли? Вы возите людей – детей, женщин, стариков! И вы доводите самолет по ходу дела до кондиции? И как же так – это заявление ни у кого не вызвало шок? И при чем здесь молния? Там что, даже нет системы сбрасывания статического напряжения, которая устанавливалась на крыльях еще с 20-х годов? Уже и этого нет? Я считаю, тяжелая ситуация с «Суперджетом». «Суперджет» надо передать в состав отряда «Россия», который возит нашу власть. И вот когда они на нем начнут летать – тогда все мы безопасно сможем садиться в этот самолет. А то сами летают на супернадежной советской технике, а людям – «Суперджет».
Будут ли произведены какие-то проверки, введены дополнительные меры, в частности, для борьбы с птицами, после этого происшествия?
– Действительно, должно быть проведено тщательное расследование, и не только в Жуковском. Мы же видим, что творится в стране. Такую проверку нужно провести на всех аэродромах и принять незамедлительные меры. Иначе все так и будет продолжаться. Это же не шутки. Хорошо, что сегодня у экипажа был выбор сесть на это кукурузное поле. А если бы они летели над Питером или над Москвой? А если бы внизу была атомная электростанция? Это все совсем не шутки! Тут должен быть комплексный государственный подход.
У каждой свалки, у каждой недоработки есть имя, фамилия и отчество. А в Уголовном кодексе статья и количество лет отбывания наказания. Все это нужно совместить и навести порядок. А все эти лукавые вещи про «не надо кошмарить бизнес», «рынок все расставит на свои места» – рынок уже все расставил на свои места: некоторые даже на дозаправку не идут, чтобы сэкономить топливо. Нужен такой подход, чтобы всем стало понятно – порядок будет наведен.
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко