В чем заключаются и насколько остры современные климатические проблемы, можно ли отказаться от комбинированной выработки тепла и электроэнергии и верить ли Парижскому соглашению по парниковым газам? Эти и множество других вопросов будут обсуждаться 4 и 5 сентября в Москве на III Климатическом форуме городов. О своем взгляде на проблемы климата и экологии в первый день работы конференции «ФедералПресс» рассказал доцент НИУ МЭИ Евгений Гашо.
Евгений Геннадьевич, с вашей точки зрения, какие аспекты сегодня наиболее важны, если рассуждать о проблеме климата?
— Проблемы климата, как ни странно, для каждого региона свои. Мы говорим не о мифическом потеплении или рекомендательных мерах Парижского соглашения по климату, которое рекомендует разным странам принять меры по сокращению выбросов парниковых газов. Возьмем для примера Москву. Здесь проблема заключается в росте продолжительности температурного диапазона, который ведет к повышенной влажности, сырости, которая наносит гигантский ущерб как зданиям и сооружениям, так и людям. Регулярные скачки температуры вверх и вниз около нуля не проходят даром ни для человеческого здоровья, ни для технических сооружений. Мы неоднократно говорили о необходимости провести своего рода инвентаризацию климатических проблем. Имея ее на руках, мы увидим, что в каждом регионе свои особенности, которые не могут быть унифицированы. Более того, используя ряд вычислений и учитывая множество факторов, мы выяснили, что смертность жителей столицы из-за колебания погоды обходится городу гораздо дороже, чем ущерб для энергетики, дорог или ремонт зданий. А для сельскохозяйственных или приморских регионов факторы будут другими. Учитывая особенности, необходимо, таким образом, выработать экспресс-стратегию для развития регионов с учетом всего вышеперечисленного.
Ранее вы говорили о том, что делать ставку целиком на зеленую энергетику нецелесообразно. Возможно ли в таком случае найти компромисс между зелеными технологиями и не переживать за развитие экономики?
— Конечно, можно. Тут лишь необходимо проанализировать ресурсную и энергетическую эффективность нашей экономики. Разделим ее на три составные части. Первую часть условно назовем ресурсами вторичных отходов, имея в виду объемы от разных промышленных объектов. Второй частью будут являться ресурсы от слабо концентрированных, возобновляемых источников энергии. Здесь мы должны понимать, какую плотность энергии мы получим на выходе. Третьим пунктом назовем энергетическую безотходность. Здесь остановимся подробнее. К примеру, в столице функционирует комбинированная выработка энергии на ТЭЦ, которые вырабатывают одновременно тепло и электричество. В результате одна энергетическая единица топлива выполняет две функции. Обращу внимание, что комбинация выработки тепла и электричества экономит часть не только выбросов, но и топлива. В ряде стран тепло и электричество вырабатывают разные станции. Новый уклад энергетики – это не одни только ветряки и солнечные панели, это органичная комбинация разных энергоисточников.
Есть ли смысл в раздельной выработке тепла и электричества?
— Мы делали анализ и выяснили, что при комбинированной выработке тепла и электричества экономия газа в московском регионе составляет порядка 27–30 %. Этих объемов экономии газа хватит, чтобы, к примеру, отопить четыре скандинавские столицы, не говоря уже о такой же масштабной экономии в объемах вредных выбросов в атмосферу.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский