Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Если мы печемся о безопасности ребенка, то иногда просто необходимо читать его личную переписку»

С началом учебного года вновь становится актуальным вопрос безопасности детей. Одна из проблем – школьная травля и кибербуллинг. Зачастую они могут приводить к тяжелым как физическим, так и психологическим последствиям для ученика. На сегодняшний день эксперты выделяют целый ряд критериев, которые позволяют родителям определить негативное воздействие. В частности, об этом могут свидетельствовать плохое самочувствие ребенка после проверки сообщений в социальных сетях, у него исчезают личные вещи и деньги, пропадает желание общаться с близкими, друзьями и одноклассниками. О том, стоит ли читать личную переписку детей в социальных сетях и как лучше с ними начать разговор о травле «ФедералПресс» побеседовал с клиническим психологом Мариной Гудзенко.

Марина, нужно ли просматривать личные переписки ребенка в социальных сетях? Где допустимые границы и этично ли это?

– Вообще-то неэтично, но, как говорят, из двух зол выбирают меньшее. Если мы печемся о безопасности ребенка, то иногда это просто необходимо, потому что дети не всегда могут справиться, не всегда могут заметить опасность, а родители все-таки замечают.

Как специалист, я бы рекомендовала договориться с ребенком, что периодически возможен будет серчинг переписки или какой-то мониторинг со стороны родителей, о каких-то правилах. Понятно, что врываться в личные границы ребенка не совсем правильно, нужно договориться, чтобы ребенок знал заранее.

А если ребенок не согласен и идет в отказ, существуют ли другие способы убеждения в том, что нужна профилактика, мониторинг, взрослый должен читать его социальные сети?

– Если совсем идет в отказ, то здесь помогают специалисты. Допустим, если есть на встрече какое-то третье лицо, а не только ребенок и родитель. Если информация идет от третьего лица, то она воспринимается иначе. Соответственно, когда я на консультациях даю какие-то рекомендации, то дети их уже не отвергают, потому что это высказал свое отношение не родитель, а третье лицо.

Если я на интуитивном уровне понимаю, что ребенка «травят» в школе или в социальных сетях, то как с ним правильно поговорить, с чего лучше начать?

– Всегда рекомендуется начинать со своих чувств. Если вы чувствуете, что что-то не так, то об этом вы можете сказать ребенку, то есть в какой-то удобный момент [нужно] подойти, сесть рядом на кровать, приобнять или просто прогуляться, в какой-то момент начать говорить о своих чувствах: «я чувствую какую-то тревогу и не могу понять, почему. Смотрю на тебя, вроде ты ведешь себя нормально, но внутри меня что-то болит, тревожит». И дальше вы можете продолжать свой монолог, ребенок может ничего не отвечать, но он все слышит. Вы говорите, что вам хотелось бы быть в курсе его жизни, если вдруг неприятность – хотите помочь, это ваш долг. Возможно, потребуется поговорить несколько раз, все зависит от отношений в семье, но дети это слышат и в следующий раз ребенок поймет: «ну мне же это говорили, что мне все-таки помогут».

Еще очень полезно общаться с друзьями ребенка, приглашать домой, говорить лично. Поэтому родители могут напрямую позвонить им и о чем-то поговорить. Но для того, чтобы позвонить другу ребенка и поговорить о ребенке, важно просто поддерживать отношения: знать когда день рождения у друга, чем занимается, кто родители.

Марина, а если ребенок интроверт и мы выяснили, что проблема существует, то как ребенка убедить, что взрослые в школе должны быть в курсе? Ведь это тоже своего рода травма для ребенка. Дети иногда боятся, что кто-то кроме них будет знать о каких-то ситуациях.

– Конечно. У ребенка важно спросить и раскрыть – чего он боится? Если дети не рассказывают, то присутствует страх. Здесь можно допустить предположение. Как я работаю с детьми, если они молчат или говорят: «не хочу и все»? Как в такой ситуации следует реагировать? [Нужно спросить]: «ты боишься, что узнают одноклассники?», «боишься, что узнают и что-то скажут или сделают?», «ты боишься, что тебя опозорят?». Я смотрю на реакцию ребенка. Если он встрепенулся и поднял глаза, то понимаю, чего он боится. Мы начинаем обсуждать, моделируем различные ситуации. Важно дать ребенку понять, что есть много разных ситуаций, как они могут развернуться, обсудить это все и если происходит что-то противозаконное, то объяснить, что это серьезный уровень и от этого может кто-то пострадать – и он, и другие люди, которым нужна помощь, но они об этом не говорят.Тогда дети легче соглашаются.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.