Одной из тем, которые обсуждались в ходе первого дня форума «Технопром», стало взаимодействие частных технологических компаний с оборонно-промышленным комплексом. Эксперты высказывали мысль, что Минобороны РФ с их заказами – надежный партнер для динамично растущего инновационного бизнеса. Андрей Ермаков, заместитель директора компании «Промет – специальные технологии», которая поставляла в военное ведомство инновационную огнестойкую тару для хранения боеприпасов, выступил с докладом об итогах сотрудничества. Подробнее о плюсах и минусах Ермаков рассказал в интервью «ФедералПресс».
Андрей Валентинович, насколько себя оправдало сотрудничество с оборонно-промышленным комплексом (ОПК)?
— Много было преимуществ. Во-первых, маржинальность значительно выросла, это зависит от объемов заказа. Во-вторых, у нас повысилась культура производства. В-третьих, наработали компетенции и технологии, которые пошли в новую разработку – средств защиты ценностей. Мы значительно улучшили в целом характеристики ранее выпускавшейся продукции. В итоге на гражданский рынок вышла продукция с более высокими защитными свойствами – это было реализовано благодаря компетенциям, наработанным в ходе реализации гособоронзаказа.
Технологии, которые ваша компания получила в ходе гособоронзаказа, на них в коммерческом секторе ушло бы больше времени?
— Да, потребовалось бы больше времени. Еще один плюс для нас – мы расширили поставки для Минобороны. Туда пошла продукция с гражданского рынка: шкафы, сейфы, производственная мебель.
За какой срок отбились инвестиции в производство в ходе работы с ОПК?
— Три года. Могло быть и раньше, но сказалась инертность заказчика. У него был поставщик деревянной тары, и в Минобороны не могли одномоментно свернуть производство – был сверстан трехгодичный бюджет и расписан план. Тут работает принцип «пятнашек»: если пришел поставщик с инновационной тарой, то он выбивает поставщика деревянной тары, а у того нет желания останавливать производство и сокращать персонал.
Получается, при гособоронзаказе существуют элементы плановой экономики?
— Да, и мы в «Промет – специальные технологии» обеими руками за. Потому что очень трудно было жить, когда мы работали по нестабильному по объему заказу. В компании сотрудники оставались без работы и заказов.
Вы говорили о культуре производства...
— Да, и она тоже изменилась в лучшую сторону. В настоящее время рабочие уходят на обед ровно на сорок минут с перекуром.
Вы хотите сказать, что гособоронзаказ дисциплинирует?
— Да. Более того, технологи на военном производстве разработали технологический процесс, благодаря которому получили оптимальный производственный цикл, и этот опыт перешел на смежное производство – в двери и шкафы.
При таком отношении к труду в вашей компании выросла производительность?
— Если брать от установочной партии до поставки заказчику, то в полтора-два раза за два года.
Что можете посоветовать компаниям, которые хотят работать с гособоронзаказом – о чем подумать, прежде чем вступить в эту реку?
— Если образно отвечать на ваш вопрос, то нужно оценить длину сапог, чтобы не утонуть. Потому что первые два года прибыли не будет никакой. Нужно иметь свободные средства, чтобы вложить их в НИОКР. Нужно иметь свободные средства, чтобы платить за энергоносители и за материалы.
Далее, необходим очень надежный партнер в ОПК. У компании купеческое слово, а у заказчика – слово государево, чтобы по рукам ударить. Нужно оценить все существующие реальные риски и понимать, что продукция востребована ОПК.
Кроме того, необходимо иметь письменное подтверждение о необходимости закупки данного изделия со стороны ОПК. Без этого не советую идти дальше.
Правильно понимаю, что сотрудничество с ОПК для динамично развивающихся инновационных компаний – это благоприятный путь для роста?
— Безусловно. Повторюсь, что нужно подходить грамотно, не ждать быстрых денег – необходимо понимать, что компанию будут контролировать со стороны заказчика, проверять все соответствующие компетенции, и ее авторитет на гражданском рынке на данном этапе ничего не значит. Ты – ученик. И военное представительство – это не тираны, а нормальные люди на государевой службе, и им положено требовать. И они не могут отступить от требований руководящих документов. Не надо конфликтовать, надо изучать ГОСТы, положения, высоко поднимать службу качества.
Фото: ФедералПресс / Антон Пигарев
«Технопром-2019»