В последнее время предметом обсуждения в региональных СМИ и социальных сетях стал вопрос, необходимы ли бизнес-миссии и представления Приангарья за границей. Сторонники говорят о глобальном характере современного бизнеса, противники не видят явных выгод и вообще ставят под сомнение необходимость презентаций возможностей области, в которой и без того экспорт превышает импорт в семь раз. Должна ли область демонстрировать себя потенциальным торговым партнерам, «ФедералПресс» спросил у Яны Шевченко, которая возглавляет Агентство инвестиционного развития Приангарья.
Скажите, есть ли необходимость в презентациях региона за его пределами? Ведь, как говорят скептики, это достаточно трудоемкие и затратные мероприятия, при этом они не несут быстрого и очевидного профита.
— Наверное, эффект будет более очевидным на конкретных примерах. Два года назад мы приняли участие в Тепличном форуме, который прошел в столице. На первый взгляд, не самый эффективный путь привлечь инвесторов. Между тем прошел год – и нам позвонил предприниматель, он также присутствовал на мероприятии, его заинтересовал наш регион. Прошли переговоры, и сейчас бизнесмен строит тепличный комплекс недалеко от Саянска. Совокупная инвестиционная стоимость проекта – свыше трех миллиардов рублей. Это те деньги, которые будут работать в экономике региона. Это к вопросу о необходимости участия в форумах.
То есть предприниматель обратился спустя год?
— Да, и это нормальный срок. Крайне редко эффект бывает моментальным, чтобы вот раз – и через месяц мы завод построили. Это же экономика, нужны расчеты, бизнес должен сравнить, оценить выгоды и риски. Предпринимателю необходимо познакомиться с регионом, оценить логистику, рынки сбыта, кадровые резервы.
Говоря другими словами, презентация – это своего рода работа на удачу: рассказали о регионе, «закинули удочки», ждем?
— Очень приблизительное сравнение. «На удачу» – это когда мы ждем, когда кто-то потеряет кошелек. Как один из героев романа Ильфа и Петрова. В теории, конечно, можно ждать, и вероятность, что деньги сами упадут, есть. Но бизнес по таким теориям не работает. Наша задача – заинтересовать инвестора, поэтому презентация должна брать в расчет возможности и желания наши и бизнеса. При этом даже если все это учесть и заложить в базу, то всех нюансов учесть невозможно, поэтому 100-процентные гарантии давать сложно.
Вместе с тем сидеть и ждать, когда бизнес сам придет и что-то предложит, тоже нельзя. У нас 85 субъектов Федерации. И каждый не против привлечь инвесторов к себе. Это деньги в экономику регионов и трудоустройство для жителей. Поэтому за инвестора идет серьезная конкуренция. Не будем рассказывать о себе – откуда о нас потенциальный партнер узнает? Он пойдет в тот регион, о котором ему больше известно, где ему что-то выгодное и интересное предлагают. Мы предложили, заинтересовали, и вот у нас появился тепличный комплекс. Сидели бы на месте – он бы появился в другом регионе, а мы бы смотрели и завидовали.
Посещение итальянского сыроваренного производства
Все же некие прогнозы об эффективности той или иной презентации можно ведь составить заранее? Например, октябрьская бизнес-миссия Иркутской области в Италии – чего вы от нее ожидаете?
— Сказать, что будет так или вот так либо к нам придут те или иные инвесторы, конечно, сейчас сложно, я уже говорила, что это не быстрые бизнес-процессы. Но результаты переговоров нашей делегации внушают оптимизм. Дело в том, что при любой возможности мы стараемся включить в состав делегации официальных лиц. Это придает статусности и дает возможность вести диалог на более официальном уровне. Например, в этот раз благодаря тому, что в составе миссии были зампред областного правительства Антон Логашов и вице-спикер регионального парламента Ольга Носенко, мы смогли провести переговоры с мэрией Вероны и Административным Советом региона Венето.
Кстати, и бизнесмены смогли наладить свои контакты с коллегами. Например, генеральный директор Лесной технологической компании – он не только договорился об экспорте своей продукции, но и об экспорте технологий, а это уже другой уровень. Теперь итальянцы получат наш рецепт топливных брикетов. Иркутские ювелиры – компания Orrro – приобрели новых партнеров.
Фирма «Технологи ДВК», производящая продукцию с содержанием дигидрокверцитина, вызвала большой интерес у итальянцев. На Апеннинах есть свое лесное производство, но сибирской лиственницы у них нет, а изделия из нее вызывают большой интерес, не только в формате пиломатериалов. А глава производства «Иркутский сыровар» Алексей Тарасов смог познакомиться с местными коллегами и побывал на итальянской сыроваРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне.
Руководитель детского лагеря и одноименного фестиваля деревянных скульптур «Лукоморье» Иван Бутенко не только посетил перспективную площадку для проведения фестивальных мероприятий на средиземноморском побережье, но и нашел людей, готовых вкладывать средства в отдых детей. Свирский мэр Владимир Орноев, по его словам, получил большой опыт в плане организации фестивалей. Градоначальник видит будущее Свирска не только в развитии промышленности, но в качестве центра проведения в том числе и фестивалей. Собственно, и мы заключили договор о совместной работе с итальянскими коллегами, которые также заняты продвижением бизнеса. В общем, итоги хорошие, ну а каковы дальнейшие перспективы – это уже вопрос времени.
Кстати, а почему именно Италия? Неужели в экономическом плане Приангарье и Апеннинский полуостров близкие соседи?
— Мы в экономическом плане, конечно, больше ориентированы на Восток. А вот для Италии российский рынок – пятый по величине. Какой объем в нем занимает конкретно Иркутская область, сказать сложно, это надо поднять итальянскую статистику, но, по информации «Росстата», объем товарооборота между Приангарьем и Апеннинами в 2018 году достиг 111 миллионов евро и показал рост в 37 %, невзирая на санкции. Мы в агентстве посчитали это очень важным аргументом, чтобы приложить силы именно на средиземноморском рынке. Для этого мы выбрали Верону, город находится в самом развитом регионе Апеннинского полуострова.
Вы уже отметили, что в «бизнес-десант» вошли чиновники и депутаты. Это что, административный ресурс? И что, даже в Европе без него нельзя?
— Ну смотрите, этим летом глава государства был с визитом на Апеннинском полуострове. Ни один из представителей российского бизнеса, кому довелось оказаться в делегации, не возражал против такого административного ресурса. Дело в том, что есть коммуникации бизнеса между собой, и агентство помогает их отстроить. А официальные контакты властей в этом существенно помогают и дают более широкие возможности. Раз уж власти готовы идти на помощь бизнесу, почему мы должны отказываться?
То, что вы рассказали, – это ваша оценка бизнес-миссии, а что говорят ее участники? Вы уже обсуждали результаты?
— Наверное, я не буду пересказывать их реакцию, советую узнать это из первоисточников.
Мнения
Антон Логашов, заместитель председателя правительства Иркутской области:
«Мы смогли достичь соглашения со своими итальянскими коллегами о продолжении сотрудничества в области культурного обмена. Кроме того, мы договорились об ответной делегации. Если все планы удастся реализовать, то гостей с севера Италии мы ждем уже в этом году. Региональные власти приложат все силы, чтобы намеченное сотрудничество принесло свои плоды».
Александр Пекарец, директор Лесной технологической компании:
«Я уже не новичок на таких бизнес-миссиях и буду продолжать принимать в них участие. Они дают самый главный ресурс – деловые знакомства. Находясь в своем регионе, их не заведешь, даже социальные сети не помогут. Такие мероприятия – входной билет на рынки Европы».
Фото: Агентство инвестиционного развития Иркутской области