В Челябинске к концу года подводят промежуточные итоги реализации национальных проектов. Муниципальная образовательная система подключилась к проектам «Образование» и «Демография», «Наука». Для населения мегаполиса это означает появление новых мест в детских садах и школах, оснащение учебных организаций современным оборудованием, уверенность в высоком профессионализме педагогов, которые непрерывно повышают свою квалификацию и совершенствуют уровень профессионального мастерства. Председатель комитета по делам образования администрации Челябинска Светлана Портье в интервью «ФедералПресс» рассказала, где в ближайшее время будут открыты новые школы, как использовать гаджеты учеников в образовательном процессе и решить конфликтные ситуации с современными подростками:
«Идет интенсивное строительство»
Светлана Викторовна, в прошлом учебном году было открыто несколько современных крупных школ. Каковы достижения и планы на этот год?
— Проект «Современная школа», который является составной частью национального проекта «Образование», направлен прежде всего на обновление содержание образования. В связи с этим строятся новые объекты и обновляется содержание предметных областей.
В этом году строительство новых объектов ведется в нескольких микрорайонах. В начале сентября была сдана школа в 27-ом микрорайоне: это здание академического лицея № 95. В ближайшие дни будет сдан объект в микрорайоне «Яблочный» («Чурилово») – школа № 116, Продолжается интенсивное строительство школы в «Парковом», в будущем появится образовательная организация в микрорайоне «Академ Риверсайд». В планах также строительство зданий общеобразовательных организаций в микрорайонах «Ньютон» и «Тополиная аллея».
Возведение школ в большей степени забота управления строительства. А каковы обязанности комитета по делам образования в этом процессе? Комплектование классов, набор кадров...
— Комитет по делам образования, прежде всего, отвечает за содержательную часть: как будет функционировать современная школа, какова планируемая система дополнительного образования. Каждый ребенок должен получить всестороннее образование и гармоничное развитие. В класс должен войти учитель, обучающий детей с помощью современных методик, технологий, с использованием новейшего оборудования.
Несмотря на то, что цифровые технологии сегодня достаточно развиты в образовательных организациях, они требуют постоянного совершенствования: новое оборудование, высокая и стабильная скорость интернета и так далее. Федеральный стандарт образования сегодня предполагает, что каждый ребенок будет обучаться по индивидуальной траектории развития. Обучающийся уже в школе должен начать готовиться к будущей профессии. Сегодня школьнику уже в 7-8 классе могут предложить предпрофильное обучение, а уже в 10-11 классе ребята целенаправленно выбирают для углубленного изучения те предметы, которые им пригодятся в будущем. Но для этого необходима соответствующая материально-техническая база.
Какие они – новые школы?
— Новые школы строятся по современным проектам, с учетом особенностей организации образовательного процесса: в них должны быть помещения для индивидуальной и групповой работы, современные конференц-залы, аудитории, оснащенные видеоконференцсвязью в среде Интернет-обучения, информационно-библиотечные центры.
Акцент при строительстве новых школ должен быть сделан не только на современной IT- инфраструктуре, но и спортивной инфраструктуре, инфраструктуре для детей с ОВЗ.
Просторные холлы целесообразно использовать для создания развивающей среды. Содержательное наполнение пространства, так же, как и оформление школьного двора и прилегающих территорий могут стать реальными проектами, которые разрабатывают и воплощают совместно все участники образовательных отношений: дети, родители, бабушки и дедушки; педагоги. Думаем, что такой подход в дальнейшем станет стимулом для формирования у подрастаюшего поколения бережного отношения к тому, что их окружает.
Такие возможности есть только у учеников новых школ? И как обстоят дела у тех, кто работает уже давно? Помогают родители?
— Школы постоянно обновляют свое оборудование и оснащение. Это связано с содержанием образовательного процесса.
Большая часть реализуемых в системе проектов основана на успешном опыте инициатив локального характера и определяется выстроенной системой взаимодействия образовательных учреждений разного уровня: детский сад, школа, вуз, иные социальные партнеры.
Каждая вторая школа и каждое третье учреждение дошкольного и дополнительного образования Челябинска работают в инновационном режиме.
Педагоги выигрывают федеральные и региональные гранты. Это, безусловно, позволяет учреждениям развиваться, углубляя содержание образовательного процесса и обмениваясь опытом с другими образовательными организациями. Получение грантов также дает учреждениями возможность, к примеру, закупить то оборудование, которое ему необходимо в рамках реализации проекта, или обеспечить переподготовку педагогических работников. Достичь успеха помогает сплоченная работа команды педагогов, учеников, родителей. Только за два последних года 27 образовательных организаций стали победителями конкурсных отборов федерального и регионального уровней, получив статус инновационных площадок. К примеру, в прошлом учебном году сумма грантов, выигранных нашими учреждениями, составила порядка 100 миллионов рублей. Средства пошли на переподготовку педагогов, техническое оснащение классов и другое.
На базе школ города сегодня созданы 22 лаборатории по работе с одаренными детьми. Планируется открытие лаборатории по работе с искусственным интеллектом и нейроинтерфейсами на базе лицея №31, развитие центра инженерных технологий и изобретений на базе лицея №11; создание сети лабораторий по программированию, которые в рамках сетевого взаимодействия обеспечат работу с детьми разных учреждений города.
Работа по созданию цифровой образовательной среды в каждой школе позволит в перспективе открыть на базе школ – центры повышения образовательного и общекультурного уровня взрослого населения города, в том числе жителей города «серебряного возраста».
«Количество детей увеличивается»
Какова ситуация с переходом школ города Челябинска на работу в одну смену?
— Пока это проблема, потому что ежегодно количество детей увеличивается, несмотря на то, что существует тенденция к спаду рождаемости.
В условиях постоянных перемен и новаций, пожалуй, должен хорошо себя чувствовать молодой педагог. А как работают и какие требования предъявляются к учителям старшего поколения?
— Проект «Учитель будущего» решает эти задачи. В Челябинске 17 тысяч педработников. В Международной профессиональной олимпиаде учителей – предметников ПРОФИ-2018 в 25% лучших результатов по РФ вошли 35 человек, из них 10- победители.
В систему образования Челябинска должны приходить и оставаться лучшие кадры.
Необходимо обеспечить возможность непрерывного повышения квалификации, а также общекультурное развитие педагогических работников. Планируется расширение площадей и увеличение количества актуальных программ повышения квалификации в городском Центре развития образования. Организация стажировок на лучших методических площадках страны. С этого года такая работа начата с Московским Центром развития кадрового потенциала. Уровень профессионализма необходимо непрерывно повышать и поддерживать.
Важно разработать систему стимулов для работодателей, формируя их желание вкладываться в повышение квалификации персонала.
К слову, в Челябинске существует центр развития образования, есть сообщества молодых педагогов, учителей-предметников, объединения заместителей руководителя и подобные. Все это – больше подспорье в процессе непрерывного повышения квалификации.
Сегодня в школах меняются не только технологии, но и взаимоотношения между педагогами и детьми, подростками. У многих есть зависимость от мобильных телефонов и подобных устройств. Как это отражается на образовательном процессе?
— Начиная с 2016 года Комитетом по делам образования в г. Челябинске проводятся конференции, на которых мы говорим о современном школьнике, педагоге, родителе, и о том, как должны измениться подходы к образованию в современных реалиях. Мы видим, что дети стали другими: они родились в новой цифровой среде, когда первыми игрушками становятся не куклы или машинки, а телефоны. Сегодня ребенок – интересный, любознательный, требующий к себе особого внимания. Те творческие начинания, которые у него есть, нужно вовремя заметить и начать развивать.
Что касается мобильных телефонов в школе, то сегодня у школы нет правовых оснований для того, чтобы запретить ребенку пользоваться телефоном в учреждении. Мы понимаем, что методом запрета тягу к использованию в школе сотовых телефонов не победить. Но есть культура человеческого поведения, когда все понимают, что нужно выключить звук, не отвлекаться от учебной деятельности.
Однако есть методики, которые позволяют и включить в работу телефон. Например, в 116-й школе работают с цифровыми технологиями, которые позволяют вовлечь мобильной устройство ребенка в процесс обучения. Эта активность дает положительные результаты.
Педагог должен уметь справляться с ситуацией, которая уже сложилась. Мы и сами без телефонов уже не обходимся – такова реальность.
Отношения с родителями, пожалуй, тоже не всегда складываются гладко, особенно если речь идет о финансах. В частности, остается ли в Челябинске проблемное отношение к пополнению фондов классов?
— На уровне государства есть нормативные акты, есть гражданский кодекс, который определяет, что такое добровольные пожертвования. Все учреждения финансируются по нормативу. В соответствии со ст. 582 Гражданского Кодекса РФ образовательное учреждение вправе привлекать в установленном порядке дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, но эти пожертвования должны носить добровольный, а не принудительный характер. При этом родители вправе определить их объем, цели и порядок использования. Оказание помощи образовательному учреждению – это право, а не обязанность родителей.
Конфликтных ситуаций стало гораздо меньше. Мы связываем это с открытостью информации. Во-первых, родители знают свои права, а во-вторых, образовательные организации сегодня все отчеты о расходовании средств публикуют на своих на сайтах.
Общественность временами будоражат истории о конфликтах между педагогами и учениками. Как в Челябинске удается избегать таких скандалов? И насколько защищены права учителя в сложных ситуациях?
— Опыт, тактичность, профессионализм – это то, что помогает учителю находить контакт с ребенком и не входить в конфликтную ситуацию. Бывают споры между учениками, между родителями и педагогами, но важно их вовремя заметить и предотвратить. Тут помогают конфликтные комиссии, которые сегодня есть в каждом образовательном учреждении. Плюс в школах есть административный состав, есть психологи, социальные педагоги, которые помогают в решении проблем. Если ситуация все-таки вышла из-под контроля – в каждом районе города действую центры психолого-медико-педагогической помощи, службы медиации, в которых трудится целый штат специалистов, способных подключится к решению проблемы.
Национальные проекты предусматривают рост уровня заработных плат в сфере образования. Каковы эти показатели в Челябинске?
— Заработная плата педагога состоит из должностного оклада и выплат стимулирующего характера. Оклад сегодня составляет 15 тысяч 100 рублей, далее идут стимулирующие выплаты. Средняя заработная плата по городу составляет 34 794 рубля, то есть у кого-то есть и 20, и 40, и 50 тысяч. И это зависит от дополнительной работы педагога, от того, как он участвует в конкурсах, как готовит детей на олимпиады и так далее. В каждом учреждении существует положение об оплате труда, где четко прописано, как формируется заработная плата работников.
«Сдадим семь дошкольных учреждений»
Кроме «Современной школы» в Челябинске также реализуется национальный проект «Демография». Какие мероприятия проводятся в этом направлении?
— В Челябинске есть районы с большим по численности детским населением и жилые комплексы, где есть нехватка учреждений дошкольного образования. Ко вторым относятся Чурилово, Парковый, Парковый-2, Тополиная аллея. Там самая большая очередность и необходимость в строительстве детских садов. Сегодня в этом направлении делается достаточно много, потому что у современных семей есть потребность в том, чтобы ребенок уже с двух месяцев посещал детский сад.
Сейчас в Челябинске строятся детские сады на 200, 230, 290 мест, а в Академ Риверсайде даже есть сад на 390 мест. В этом году будет сдано еще семь зданий дошкольных учреждений – это более двух тысяч мест. Кроме того, три новых структурных подразделения детских садов откроются на первых этажах жилых домов.
Каковы сегодня в целом в городе показатели обеспеченности детей местами в детских садах?
— Около 24 тысяч человек находится в электронной очереди. Из них примерно 15 тысяч – это дети в возрасте до полутора лет. Малышей от трех лет и старше мы стараемся обеспечить местами стопроцентно. К сожалению, пока это не всегда место рядом с домом, но проблема решается. Время ожидания в очереди снизилось по сравнению с прошлым годом и составляет в среднем по городу 1,8 года.
В Металлургическом районе сегодня практически нет очереди. Места там предоставляются для малышей с года. Достаточно спокойная ситуация в Советском и Центральном районах. Самая большая очередность – в молодых микрорайонах: Курчатовском и Калининском.
В целом ситуация меняется. В прошлые годы очередь доходила до 36 тысяч человек. Сейчас интенсивное строительство детских садов позволяет поэтапно решать проблему. Напомню, в этом году будет сдано 11 зданий детских садов, сейчас ведется активная работа по планированию на будущий период.
Речь идет именно о строительстве учреждений или продолжится и практика выкупа зданий?
— В этом году будет и выкуп, и строительство. В микрорайоне «Ньютон» Администрацией города Челябинска выкуплен новый детский сад – это «Вишенка» образовательного центра «Ньютон». Учреждения в Парковом и Чурилово, а также помещения на первых этажах жилых зданий также планируются под выкуп.
Стараются достигать успехов и сами дети. Каковы достижения челябинских учеников в олимпиадах?
— Челябинск всегда показывал достаточно высокие результаты на различных интеллектуальных, творческих, спортивных состязаний. Нельзя не отметить достижения 31-го лицея, который позволяет городу и области занимать третье место в России по победам на международном уровне по математике, информатике, экономике. К примеру, на днях шестиклассники лицея стали победителями всероссийского турнира юных математиков. Что касается российских олимпиад школьников, в том числе регионального уровня, то год от года обучающиеся челябинских школ демонстрируют высокие результаты в рамках этого состязания.
Есть еще и международные творческие конкурсы, конкурс НОУ (Научное общество учащихся), «Шаг в будущее», WorldSkills. В последнем 97-й лицей имеет международные победы.
В рамках НП «Наука» реализуется проект по созданию в регионах страны «Опорных школ РАН». В перечень школ от Челябинска попали четыре школы: лицеи №11, 31, 77 и гимназия №80. В них планируют развивать работу с педагогическими кадрами, челябинские ученые станут напрямую работать с талантливыми школьниками, дети – участники будут погружены в научно-исследовательскую деятельность.
Благодаря национальным проектам сфера образования получает существенную финансовую поддержку. Удается ли своевременно и эффективно использовать эти средства?
— В рамках национальных проектов «Демография» и «Образование» выполнены все индикативные показатели. В будущем по программе цифровых технологий предусмотрены финансы на приобретение оборудования – чуть больше двух миллионов на каждое образовательное учреждение. Это будет очень важное и нужное обновление классного оснащения.
Таким образом, функционирование и развитие система образования Челябинска нацелено на обеспечение высокого качества и доступности образования, соответствующих современным образовательным стандартам, перспективным задачами развития общества и экономики, а также требованиям инновационного социально ориентированного развития города.
Фото: пресс-служба комитета по делам образования администрации Челябинска
Национальные проекты