Пандемия коронавируса, кажется, захватила умы большей части россиян. Из-за распространения инфекции могут перенести даже голосование по поправкам в Конституцию. Тем не менее ясно одно – плебисцит в любом случае состоится. О консолидирующей роли русского языка в новой редакции Конституции и мерах по противодействию коронавирусу «ФедералПресс» рассказала руководитель проекта «Тотальный диктант», член Совета при президенте РФ по русскому языку Ольга Ребковец.
«Есть некоторые перегибы»
Ольга Александровна, мы с вами собирались поговорить о русском языке и русском народе в качестве государствообразующих в обновленной Конституции, но я не могу не спросить: как вы считаете, меры по борьбе с коронавирусом являются оправданными? Такая проблема вообще есть? Или это больше паника?
— Здесь ситуация неоднозначная, осторожность лишней никогда не бывает, здоровье – это самое главное. Наверное, есть некоторая доля паники с теми же самыми запасами, покупками и так далее, но с точки зрения карантинных мер эту ситуацию можно только принять.
Вы сами сейчас находитесь на карантине или так же продолжаете ходить на работу?
— Сейчас мы команду распустили с возможностью удаленного доступа. Поскольку штаб «Тотального диктанта» включает в себя людей не из одного города (они у нас находятся в разных городах – от Владивостока до Страсбурга), то мы к удаленному формату работы привыкли.
У нас есть офис в Москве, и мы, наоборот, слетались, чтобы выработать некоторые меры, связанные с переносом акции («Тотальный диктант». – Прим. ред.). Но с 20 марта те, кто хочет и считает возможным, приезжает на работу в штаб, все остальные сотрудники будут работать удаленно. Я сегодня еще в офисе, но завтра тоже планирую перейти на удаленный режим работы.
Естественно, в офисе мы, как и все, я думаю, предпринимаем необходимые меры: проветривание, соблюдение дистанции в общении.
Что же касается акции, то здесь мы приняли решение о переносе диктанта на осень. 25 марта мы объявим дату нового диктанта. Сейчас вырабатываем план, который позволит выстроить всю работу. Также у нас возникла проблема в связи с тем, что в следующий год диктант по-прежнему должен состояться в апреле, и вместо одного года на подготовку у нас будет только полгода. В этом году все договоренности с партнерами, с грантодателями нужно будет соблюсти, несмотря на то что все лояльно и с пониманием отнеслись к переносу, но тем не менее взятые на себя обязательства никто не снимал. И затем без возможности на какую-то перезагрузку нам нужно будет приступить к подготовке следующего диктанта, где будут новые задачи, новые обязательства, часть из которых мы на себя уже взяли. Мы сейчас думаем, как сделать так, чтобы успеть все.
Известно, что вы работали в Новосибирском госуниверситете. Сейчас многие вузы фактически перешли на «осадное положение», вводится дистанционная система образования. Однако стало известно, что из некоторых общежитий студентов выселяют. Например, такая ситуация сложилась в МГИМО и ПСТГУ. Правильно ли это? Ведь по сути студентов, которые могут являться переносчиками инфекции, отправляют разносить ее по всей России. К тому же не у всех есть деньги на билеты домой…
— Здесь, конечно, есть некоторые перегибы. Вы правы в том, что лишняя мобильность как раз больше способствует распространению инфекции, чем ее предотвращает. С другой стороны, такой шаг является негуманным по отношению к самой, наверное, финансово уязвимой категории – такой, как студенты, особенно иногородние. Понятно, что в общежитии живут, наверное, не самые обеспеченные из них. Для них покупка билетов домой может быть серьезной проблемой, особенно если говорить про Сибирь, Дальний Восток, куда, чтобы долететь, нужно купить не самые бюджетные билеты. Кроме того, общественные места, те же аэропорты, с точки зрения распространения коронавируса могут быть наиболее опасными.
«Нет причин для напряженности»
Давайте перейдем к теме поправок к Конституции. Если смотреть комплексно, они вам по душе? С чем согласны, с чем несогласны?
— Наверное, это стыдно для меня, но в комплексе я поправки не рассматриваю, потому что, во-первых, нахожусь в активной фазе подготовки к «Тотальному диктанту», а во-вторых, я не считаю себя специалистом по конституционному праву, и не мне оценивать целесообразность с точки зрения юридической, с точки зрения государственной те или иные поправки.
Я могу прокомментировать те или иные вещи, которые касаются русского языка. И здесь я думаю, что инициаторы поправок действительно руководствовались благими намерениями. Их задачей было – показать объединяющую функцию русского языка. Для нашего населения, где сосуществует множество национальностей и языков, русский язык, конечно, выполняет роль государствообразующего.
Мне, если честно, и с точки зрения носителя русского языка, и с точки зрения филолога не очень понятны те формулировки, которые зашиты в новые поправки. И фразу: «Русский язык – язык государствообразующего народа» – я однозначно трактовать не могу. Мне кажется, здесь проблема на уровне формулировок, прозрачности, четкости и так далее. Примерно понятно, что вкладывали в свой текст инициаторы поправок, но точно интерпретировать значение формулировок, которые предлагаются, достаточно сложно и специалисту-филологу, и тем более, я думаю, обычному гражданину. Мне кажется, что Конституция как основной документ для каждого гражданина страны должна быть четко сформулированной, и формулировки в ней должны быть понятны всем.
В Конституции, принятой в 1993 году, было закреплено, что русский язык является государственным. Сейчас в связи с поправкой о русском языке многие недовольны, например, в том же Татарстане. Не приведет ли это к какой-то напряженности между народами России?
— Причин для напряженности я не вижу, потому что следующие пункты говорят о том, что каждый язык в том или ином регионе России имеет право на существование, на употребление и на функционирование. Говорится о том, что права не должны быть ущемлены. Мне кажется, инициаторам поправки о русском языке хотелось подчеркнуть консолидирующую функцию русского языка, что я поддерживаю. Опять же, ни в коем случае я не поддерживаю ущемление прав языков народов России или возможности для функционирования этих языков.
Нам как организаторам «Тотального диктанта», наоборот, например, безумно приятно, что по следам акции появилось множество диктантов на национальных языках. Мы изучали: за это время появился 41 диктант на 41 языке, диалекте народов Российской Федерации. Очень здорово, что благодаря такой акции на русском языке поддерживаются и языки других народов России. Поэтому противоречий никаких здесь нет: Конституция ущемление национальных языков не подразумевает, но формулировка поправки нуждается в большей ясности, прозрачности и понятности для каждого гражданина Российской Федерации.
Вспоминая Конституцию 1993 года, можно заметить, что в преамбуле к документу сказано: «Мы, многонациональный народ…». Теперь же планируется подчеркнуть государствообразующую роль именно русского народа. Не приведет ли это к разногласиям в межнациональных отношениях? Насколько мне известно, в некоторых национальных республиках уже выражали сомнения по поводу корректности и таких формулировок.
— Я не политолог и не оракул, поэтому к чему это приведет, сказать не могу. Если говорить о моем отношении к этим формулировкам как филолога, как гражданина, я не вижу здесь почвы и возможности для какого-то ущемления, противоречий или снижения статуса других национальностей Российской Федерации. Я не вижу попыток определить главенствующую роль одной национальности в рамках России. Поэтому будем надеяться на то, что никакой напряженности в межнациональных отношениях не будет.
Если из-за пандемии коронавируса сроки плебисцита не сдвинутся, то 22 апреля вы на него пойдете? И как проголосуете?
— Вопрос, как проголосую, я, пожалуй, оставлю без ответа. Если обстоятельства позволят, то голосовать пойду.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин