Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Будут проблемы, но не с электоральным переизбранием». Политолог о ситуации в Белоруссии

протест
По мнению эксперта, Лукашенко сейчас следует опасаться уличного противостояния

Президентские выборы в Белоруссии приобрели характер скандального инцидента. Момент вероятного трансферта власти обнажил кризис доверия у наших государств. И пока идут горячие дебаты вокруг событий в сопредельной республике, все как-то подзабыли тот факт, что 20 лет назад был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, у которого была своя инфраструктура. Она даже работала. По идее, мы должны были быть ближе некуда. Выдаст ли Белоруссия Украине русских чоповцев? Возможен ли аналог Майдана у этих братьев-славян и братья ли мы по-прежнему? Об этом «ФедералПресс» рассказал эксперт, который много лет работает с Белоруссией, политолог, шеф-редактор проекта «СОНАР-2050» Семен Уралов:

Семен Сергеевич, предметом бурного обсуждения стала возможная выдача задержанных в Белоруссии россиян украинской стороне. Якобы они были замечены там в боевых действиях. Это вообще осуществимо?

— Выдача наших чоповцев Украине маловероятна. С формальной точки зрения они были задержаны как граждане России. И если могут быть кому-то выданы, то только российской стороне.

Семен Сергеевич, но согласитесь, задержание на территории сопредельного государства группы, которую причисляют к частным военным компаниям, – это прецедент.

— Неправильно называть их чевэкашниками. В России нет частных военных компаний. Очевидно, что люди были в республике транзитом. То, что их задержание приобрело такую огласку и значение, – это прецедент. Это либо дилетантизм, либо злонамеренные действия политического штаба, который подставил кандидата от власти. Это, с одной стороны, не добавило никаких симпатий со стороны прозападно настроенных белорусов, с другой – снизило симпатии со стороны пророссийски настроенных. А самое главное – внесло дополнительный раскол в российско-белорусские отношения, где уже давно наблюдается кризис доверия. А такие действия только усиливают кризис. И это доверие мы будем восстанавливать еще очень и очень долго.

Насколько вероятно, что Александр Лукашенко останется президентом? Реакция в обществе очень бурная.

— У Лукашенко не будет проблем с электоральным переизбранием. У него могут быть проблемы с уличным противостоянием, так называемой Площей. Это белорусская версия Майдана. Дело в том, что Площа в Белоруссии собирается с завидной периодичностью, и, кроме 2015 года, каждые президентские выборы проходили с уличным противостоянием. Сейчас же еще и выросло новое поколение белорусов, лишенное базовой союзной, еще советской идентичности. И они, естественно, стоят на более прозападных позициях. Плюс есть фактор усталости от президента, который правит уже 26 лет. И, собственно, эти люди готовы к противостоянию. Не знаю, насколько они готовы к силовому противостоянию, но если соберется большая толпа во многих регионах, то мы сможем увидеть как минимум частичное повторение украинской истории.

Но Союзное государство работало. Даже на уровне регионов между странами. Была инфраструктура, были многочисленные делегации, проекты, совместные предприятия. Торговый оборот прирастал ежегодно даже на уровне регионов. Военные и даже органы безопасности вместе работали и учились. Почему все это не сработало?

— Проблема Союзного государства в его недоинтегрированности. То есть получается, что договор, который был заключен еще 20 лет назад, не соответствует реальности. Почему – вопрос другой. Одна сторона может считать, что это угроза суверенитету в ходе слияния, вторая сторона не готова предоставлять экономические преференции. По факту внутри Союзного государства создано очень много интересных контуров двустороннего сотрудничества: по линии образования, по линии промышленности и промышленной кооперации – все это работает. Но проблема в том, что оно не институционализировано. Поэтому нам надо либо менять договор о Союзном государстве, где прописывать более низкий уровень интеграции, либо мы останемся с этой, в чем-то даже шизофренической историей. Реальность не соответствует декларации, что рано или поздно похоронит даже ту инфраструктуру, которая есть.

То есть государство (Союзное) есть, а правительства в нем нет?

— Органов власти Союзного государства как таковых нет. Есть секретариат Союзного государства, но он выполняет административную функцию. Нет субъекта, решения которого являются обязательными к исполнению. Поэтому работает только Высший совет, представленный главами государств. Но главы государств не могут же заниматься тактическими вопросами. А в реальности у Союзного государства куча проблем именно тактического свойства. Например, как ситуация с роумингом банальная. Разговоры об этом ведутся уже десятилетия, хотя вопрос решается элементарно на уровне министерств связи. Но в силу национального лоббизма в каждой стране эти вопросы откладываются. И это только то, что лежит прямо вот на поверхности. Аналогичный вопрос – и признания документов, вопросы свободного трудоустройства, то есть максимальной свободы граждан. Всего этого нет именно потому, что управленческий контур Союзного государства расположен на слишком высоком уровне, а президенты не будут (и не должны) заниматься тактическими вопросами.

Фото: unsplash.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.