Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Злоумышленники охотятся за чем-то ликвидным». Эксперт об облачных сервисах и трендах цифровизации

Большинство компаний оказались не готовы к переходу на цифровые сервисы
Большинство компаний оказались не готовы к переходу на цифровые сервисы

Цифровизация стала частью жизни современного человека. Но к удаленной работе в условиях коронавирусной пандемии оказались готовы не все. Число «удаленщиков» в стране резко возросло. Вместе с тем сохранение рабочего процесса как такового заставило собственников бизнеса задуматься о внедрении внутри компаний технологий, которые позволили бы сохранить связь с сотрудниками и не нарушить документооборот. Об облачных сервисах и трендах цифровизации в России «ФедералПресс» рассказала операционный директор кешбэк-сервиса Backit и партнерской сети EPN Affiliate Екатерина Донцова (Солягина).

Екатерина, насколько активизировался бизнес в части внедрения технологий, онлайн-сервисов, когда вынужден был уйти на удаленку из-за пандемии коронавируса?

— Скажу откровенно – большинство компаний не были в полной мере готовы к переходу на цифровые сервисы. Более того, многие даже не занимались их внедрением в «мирное» время. И хотя компаниям пришлось запустить этот процесс, глубинных изменений у многих не последовало.

Подтверждение этому с точки зрения организации операционной деятельности бизнеса очень простое: сравните спрос и предложения на рынке труда. По данным исследования HH.ru за 2019 год, опубликованного в апреле 2020 года, только 17 % штатных сотрудников работали удаленно, 60 % – из офиса и лишь 14 % – как фрилансеры. В марте этого года соискатели на 24 % чаще заявляли готовность к удаленному графику работы (в сравнении с мартом), а вот работодатели энтузиазма не проявляли.

Что касается цифровизации каналов продаж, активность действительно возросла. Количество интернет-магазинов в апреле выросло в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 99,02 % – с началом 2020 года. И хотя закрываться онлайн-площадки тоже стали чаще, тенденция демонстрирует увеличение числа участников рынка e-commerce.

Какие IT-решения сегодня наиболее востребованы?

— Этот вопрос можно рассматривать с двух точек зрения: для организации бизнес-процессов и для продаж. По первому пункту компаниям срочно понадобились услуги тех, кто занимается настройкой удаленной работы офисов. Во втором случае возрос спрос не только на услуги по производству сайтов и таргетологов. Компании, которые раньше не занимались продажами в интернете, осознали: время безнадежно упущено, вложения предстоят большие, а реализовывать товары и услуги нужно сейчас. Поэтому возрос спрос на агрегаторы, маркетплейсы – с их помощью можно вывести свой продукт только за оплату комиссии от реализации. К тому же все они дают приток новых клиентов тем, у кого есть собственные торговые площадки.

Вторым направлением стали инструменты повышения вовлеченности и лояльности аудитории – и тут пригодились кешбэк-сервисы. Например, мы в том числе сотрудничаем в формате концепции White Label – это оптимальный инструмент для того, чтобы компании могли запустить собственную программу лояльности.

Если не ошибаюсь, увеличился запрос на использование облачных ресурсов. Но остается вопрос их безопасности. Если мы говорим о каких-то корпоративных «облаках», значит, это вопрос защиты коммерческой информации в том числе. Какие риски существуют или как их избежать компаниям, у которых нет целого IT-отдела, а может быть, даже и сисадмина нет как такового?

— Запрос увеличился прежде всего на средства запуска удаленных рабочих мест. Они могут быть организованы как при помощи облачных технологий, так и на собственной IT-инфраструктуре предприятия. Причем мне кажется, что последний вариант наиболее распространен.

Это связано с тем, что крупные компании могут быть связаны различными правилами и регламентами на тему информационной безопасности, например, сотрудникам нельзя выносить технику из офиса и держать рабочие данные на устройствах, не администрируемых компанией. Таким предприятиям приходится или пересматривать регламенты, или выстраивать крайне сложную схему, включающую VPN-тоннели, терминальные серверы или даже открывать доступ непосредственно к устройствам, которые остаются в офисе.

Мелкие же компании редко связаны подобными регламентами и могут быстро переключить процессы на использование различных публичных и бесплатных сервисов (мессенджеры, Google Docs, «Яндекс.Диск» и так далее). В этом случае нужно понять, насколько в реальности вырастает риск утечки конфиденциальной коммерческой информации – какие приняты соглашения о коммерческой тайне с сотрудниками, были ли строгие правила пользования IT-инфраструктурой (грубо говоря, можно ли было таскать свои флешки в офис или носить работу домой).

Если подобных соглашений не было, то рост риска утечки при переходе на облачные сервисы минимален. Облачные сервисы и мессенджеры могут стать дополнительной причиной утечки, но злоумышленники там всегда охотятся за чем-то более ликвидным, чем Excel-табличка со списком контрагентов локальной фирмы по установке железных дверей. Небольшим компаниям (да и любым на самом деле) следует соизмерять потенциальные риски и затраты по их снижению.

Во всех ли регионах одинаковый уровень доступа к облачным технологиям? От чего зависит уровень доступа? Насколько понимаю, не все сориентировались и поняли, что подключаться к облачным сервисам можно не только в своем регионе, но выходить на московские компании, имеющие надежные серверы?

— Для начала стоило бы разобраться, что же мы имеем в виду под «облачными технологиями». Электронный документооборот? Delivery club? «Яндекс.Такси»? Существует облачная инфраструктура (то есть серверы, сети), есть облачный софт и продукты (условный PhotoShop), есть облачные сервисы (бухгалтерия, CRM, управление задачами).

Уровень доступа к облачным технологиям зависит прежде всего от инфраструктуры связи в регионе. В регионах, где все хорошо с доступом в интернет, есть доступ не только к московским компаниям, но и на мировой рынок. У облачных технологий нет географии, говорить об их недоступности можно только посреди глухой тайги вдалеке от нефтяных промыслов (так как нефтяные промыслы также обеспечиваются связью).

Определенно пользователи становятся все более требовательны, а компании федерального уровня могут предоставить им услуги более высокого качества по адекватным ценам. К тому же купить в другом регионе облачный сервис не сложнее, чем товары или услуги любой другой категории. Поэтому я думаю, что в борьбе за клиента выигрывают те, кто выводит на рынок конкурентоспособное предложение.

Есть мнение, что облачные решения стали частью IT-инфраструктуры компаний. Экономически насколько это выгодно? Прежде всего для малых компаний. Существуют ли способы сэкономить или экономия в этом случае неуместна, если речь идет о стабильности дистанционных рабочих процессов, сохранности данных и так далее?

— Мнение верное, причем экономически это может быть выгодно не только для малых компаний, но и для бизнеса любого размера. Если говорить о малых предприятиях, то можно привести пример облачной бухгалтерии: не надо на полную ставку держать отдельного сотрудника. Малой компании, естественно, проще разместить сайт в облаке, чем покупать какой-то компьютер в офис, подводить к нему интернет, следить, чтобы этот интернет не падал, а компьютер не перегревался. Аналогично и с большой компанией – уже нужны надежность, доступность и быстродействие для сайта (интернет-магазина, сервиса и так далее), но строить свой дата-центр пока еще перебор. В этом случае на выручку придут облачные технологии.

Что касается экономии, то прежде всего стоит понимать, что внедрение технологий должно быть оправданной мерой, но финансовая составляющая в этом вопросе не всегда играет главную роль. Если есть необходимость организации дистанционных рабочих мест, значит это вопрос выживания бизнеса, а не экономии? Кроме того, для небольших компаний почти всегда есть бесплатная альтернатива дорогим сервисам, пусть и требующая чуть больше смекалки или обучения персонала. Нужно сконцентрироваться на задаче, а не на инструменте.

В случае второй волны коронавируса, на ваш взгляд, процесс перехода на удаленную работу в части использования IT-технологий для бизнеса будет проще, чем это было в марте-апреле?

— Мне кажется, что адекватные руководители или вообще еще не свернули удаленный режим, или, свернув его, держат весь инструментарий наготове. Грубо говоря, с удаленки никто и не уходил, а если ушел и сжег мосты, то ему можно только посочувствовать. Для некоторых компаний вся ситуация с карантином вообще стала толчком в развитии и поводом для пересмотра собственных процессов, уклада и даже ценностей, драйвером трансформации.

Компании поняли, что могут сэкономить на офисе, перестроившись так, чтобы большая часть сотрудников работала удаленно или частично удаленно. Например, мы сократили вдвое арендуемые площади, перевели более 80 % сотрудников на полностью удаленную работу со свободным посещением офиса (например, для каких-то очных встреч с коллегами). В то же время нельзя сказать, что заметно увеличились расходы на облачные сервисы, – мы воспользовались бесплатными инструментами для организации видеоконференций, а большая часть используемых в работе продуктов, программ и сервисов и без того были облачными или готовыми к удаленной работе.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.