В России продолжаются разговоры о второй волне коронавируса. И у общества возникают справедливые опасения: будем ли мы жить, как сейчас, и максимум – носить маски в метро и магазинах, или же страну вновь посадят в самоизоляцию? Эксперты порой расходятся в прогнозах, а скоро начнется новый учебный год, и россияне хотят понимать, к чему готовить детей. Не говоря уже о том, как планировать бизнес, зимние каникулы и отпуска в «бархатном сезоне». Чего ждать от предстоящей осени, «ФедералПресс» рассказал заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, главный инфекционист ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор Владимир Никифоров.
Владимир Владимирович, стоит ли нам бояться второй волны коронавируса?
– У нас и так продолжается довольно значимый уровень числа заражений коронавирусом. В Москве заболевает около шестисот человек в день, из них около 300-400 человек госпитализируют. Как понимать вторую волну? Если мы уйдем в «ноль», а потом опять будет вспышка? Об этом разговора нет, поскольку коронавирус никуда не ушел.
Либо второй вариант – COVID-19 настолько изменится, что начнут заболевать те, кто уже переболел. Но на сегодня вирус не проявляет такой изменчивости, чтобы вызвать повторное заболевание. Случаи повторных заболеваний лишь единичны, и они связаны, вероятнее всего, с врожденными дефектами иммунитета у этих пациентов.
По вашим прогнозам, когда может прийти вторая волна коронавируса?
– Может быть некий рост заболеваемости COVID-19 в сентябре-октябре, когда люди вернутся из отпусков, и начнется учебный год. Кроме того, прибавятся грипп и сезонная ОРВИ, а их на ранней стадии от коронавируса можно и не отличить без анализа.
Чем вторая волна будет отличаться от первой? Она может быть более опасной или менее?
– Того кошмара, который был у нас весной, когда огромное количество народу поступало, и из машин «скорой помощи» очереди выстраивались, конечно, не будет.
Коронавирус к нам пришел, и, давайте взглянем правде в глаза, уходить не собирается. В России сохраняется большое число больничных коек, их не сворачивают. То есть страна готова к плохому варианту развития событий, который, я думаю, не состоится.
А может коронавирус мутировать и стать более жестким?
– У вирусов логика поведения такая, что он должен мутировать в сторону облегчения. Ему не выгодно убивать, а выгодно иметь много легких форм. Как свиной грипп в 2009 году убивал, а на сегодня он превратился в обычную сезонную болезнь. Это логика инфекционных заболеваний так себя проявляет.
Как долго, по вашему мнению, может продлиться масочный режим?
– Это вопрос к эпидемиологам. Маски надо правильно носить и менять каждые полтора часа, а не просто формально соблюдать предписание.
Нужно ли возвращать ограничительные меры, связанные со второй волной коронавируса, возможно, самоизоляцию?
– Думаю, в этом нет необходимости.
Если не вводить жесткие ограничительные меры, как граждане могут себя защитить от второй волны?
– Все эти способы давно известны: маски носить, руки мыть.
Есть мнение, что вакцина от коронавируса может отличаться для разных людей, в зависимости от расы, национальности, и по-разному на них влиять. Это так?
– Нет, это неправда. Такой этнической разницы нет, чтобы для французов была одна вакцина, для итальянцев – другая, для русских – третья. Еще скажите, что для мусульман будет одна вакцина, для буддистов – другая, для иудеев – третья. Не может такого быть.
То есть Россия может свою вакцину выставлять на экспорт?
– Конечно.
Слышала, что в Британии тоже разрабатывается вакцина, и промежуточные данные воодушевили ученых. Правда, главный санитарный врач Англии выразил сомнение, что она будет готова уже зимой…
– Да около 30-40 вакцин разрабатывается разными странами. Они примерно в одной степени готовности. Вакцина компании «Вектор» уже на подходе, например.
Когда реально может начаться массовая вакцинация от коронавируса? Должна ли она войти в календарь прививок (стать обязательной и бесплатной)?
– Пока об этом говорить рано. Вакцина в России еще не прошла третьей стадии испытания, и неизвестно, когда ее начнут выпускать в промышленных объемах.
Стоит ли нам надеяться на коллективный иммунитет или не стоит? Учитывая, что люди могут заражаться повторно.
– Стоит. Повторные случая заболевания коронавирусом единичны, о чем говорилось выше.
А как же информация о том, что глава Тувы повторно заразился коронавирусом?
– Возможно, мазок был ложноположительный. Или он до конца не вылечился от коронавируса, и болезнь просто опять проявила себя в виде обострения, воспринятого за новое заражение. Либо у него имеет место врожденна недостаточность иммунитета. Встречаются же повторные заболевания корью, хотя считается, что ею болеют лишь раз в жизни
Анализ крови на антитела всегда точный? Может быть такое, что человек заразился, но не успели выработаться антитела, и анализ крови на COVID-19 будет отрицательным?
– Они вырабатываются не с первого дня заражения коронавирусом. Кроме того, есть ряд людей, у которых вырабатывается только клеточный иммунитет.
То есть допустим человек сдал анализ крови. Он может быть уверен, что если анализ крови отрицательный, он точно не переболел COVID-19?
– Нет, не может. Положительный анализ на антитела говорит о том, что человек переболел и уже защищен. Но отсутствие антител еще не свидетельствует о том, что человек беззащитен.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса