Экономические потрясения, связанные с пандемией COVID-19, в очередной раз доказали актуальность знаний и навыков в области управления личными финансами. И российское образование готово к этим вызовам. Финансовая грамотность сегодня активно внедряется в школьную программу. В 2018–2019 годах в 50 российских регионов доставлен уникальный, 11,5-миллионный тираж учебно-методических комплектов (УМК) по финансовой грамотности. Более 10 тысяч российских школ уже используют их в своей работе. В 2019–2020 годах педагоги, прошедшие программу повышения квалификации в области преподавания финансовой грамотности, обучили около миллиона учащихся по данному направлению.
На старте нового учебного года в российских регионах проходит серия конференций, посвященных педагогическим технологиям в обучении финансовой грамотности в организациях общего и среднего профессионального образования. Первая из них – «Педагогические технологии в обучении финансовой грамотности» – пройдет в режиме онлайн. Организатор конференции – Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования в Перми, соорганизатор – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. О внедрении финансовой грамотности в школьную программу «ФедералПресс» рассказал заслуженный профессор НИУ ВШЭ, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон.
Какие знания дают сегодня школьникам на уроках финансовой грамотности? С каким набором знаний и навыков они должны выйти из школы?
– Подготовленные и направленные в школы учебно-методические комплекты позволяют получить всеобъемлющий спектр знаний по финансовой грамотности по всем вопросам финансовых отношений, с которыми человек сталкивается в течение своей жизни, начиная от тривиальных понятий – что такое деньги и как они появились – до сложных вопросов, связанных с управлением личными финансами. Разработанный комплект УМК позволяет изучать финансы на всех уровнях обучения, от начальной школы до выпускающих классов. На мой взгляд, самое главное, что должны вынести молодые люди, выходя из школы, – они сами ответственны за свое финансовое благополучие в будущем.
Мы живем в эпоху экономических кризисов, в связи с этим финансовая грамотность становится жизненно необходима для каждого человека. Как вы считаете, пришло ли время делать этот предмет обязательным для изучения в школе?
– О том, что курс по финансовой грамотности должен присутствовать в учебном процессе в качестве самостоятельного курса, я говорю во всех своих выступлениях. И это не зависит от того, есть кризисы или их нет. Человек должен уметь управлять своими финансами. Сегодня это необходимый навык современного человека наряду с умением писать, читать, работать на компьютере. Должен ли он быть обязательным? Это сложный вопрос. Мои оппоненты на этот вопрос сразу отвечают: «Почему финансовая грамотность должна быть обязательным курсом? А как быть с юридической грамотностью, компьютерной грамотностью и так далее?»
Я бы на первом этапе предложил школам ввести курс по финансовой грамотности в качестве курса по выбору для учащихся 9–10 классов. Некоторые школы обращаются к нам с просьбой разработать такую программу на 72 часа. Мы им помогли выстроить этот курс. В такой ситуации для учителей очень важно иметь поддержку в лице региональных департаментов образования и администрации школ.
Готовы ли российские учителя к преподаванию этого предмета?
– Безусловно, да, готовы! В настоящее время более 35 тысяч школьных учителей из 78 регионов прошли профессиональную переподготовку по курсу «Содержание и методика преподавания дисциплины «Финансовая грамотность» в объеме 72 часа. Подготовлена методическая база, школьные учебники и методические материалы поступили в школы.
Таким образом создан кадровый потенциал для проведения занятий, подготовлена методическая база. Сейчас необходимы более активные действия со стороны региональных органов управления образованием и администрации школ.
В какие школьные предметы блоки по финансовой грамотности вписываются наиболее гармонично? Кто из учителей-предметников в наибольшей степени подходит для преподавания этой дисциплины: математики, учителя обществознания, литературы, географии? Кто из учителей-предметников чаще всего проходит у вас обучение?
– Наиболее гармонично проблематика финансовой грамотности встраивается в курс «Обществознание», в котором выделен раздел «Экономика», и в рамках этого раздела есть блок по финансовой грамотности. К сожалению, финансовая грамотность там представлена очень куце как по объему, так и по содержательному наполнению. Я бы этот раздел существенно расширил и пересмотрел. За счет этого можно было бы решить проблему внедрения обязательности курса «Финансовая грамотность» в школьной образовательной программе. Хорошо финансовая грамотность вписывается в математику и информатику. Во всех остальных предметах (история, литература, география) финансовая проблематика, встроенная в эти курсы, подчеркивает важность финансов в жизни человека и общества, пробуждает интерес к финансам, но не дает системных знаний по финансовой грамотности.
Какие учебные материалы доступны сегодня для изучения финансовой грамотности в школе? Какие из них наиболее эффективны, на ваш взгляд?
– Все учебно-методические материалы для школьников, начиная со второго класса школы и заканчивая учреждениями среднего профессионального образования, являются общедоступными, они размещены на сайте «вашифинансы.рф» и сайте Федерального методического центра НИУ ВШЭ, и доступ к ним абсолютно свободен.
Если в школе, в которую ходит мой ребенок, не преподают финансовую грамотность, где и как можно получить эти знания?
– В этом случае ребенок может самостоятельно изучить курс, но лучше всего вместе с родителями, так как есть ряд вопросов, которые ребенок может изучить только при помощи родителей (например, семейный бюджет). Кстати, и для родителей это будет полезным. Для изучения можно использовать материалы, которые есть в открытом доступе, о которых мы говорили при ответе на предыдущий вопрос. Кроме того, организуются летние лагеря для школьников, где изучаются вопросы финансовой грамотности. Регионы проводят различные мероприятия по финансовой грамотности, например семейные и сельские фестивали финансовой грамотности. В школах в рамках внеурочной деятельности организуются различного рода кружки, где рассматриваются вопросы по финансовой грамотности.
Как финансовую грамотность преподают в школах за рубежом? Какой опыт нам стоит перенять, что, в свою очередь, полезного могут взять у нас наши иностранные коллеги?
– За рубежом финансовую грамотность изучают так же, как и в России: или в виде отдельного предмета, или путем встраивания вопросов по финансовой грамотности в обязательные школьные предметы. Когда мы только приступали к работе по финансовой грамотности в системе школьного образования, мы тщательно изучали зарубежный опыт и взяли все, что там было наработано. Зарубежные коллеги с удовольствием делились своим опытом. Поэтому принципиальных отличий нет.
У нас есть одна особенность, которая очень понравилась зарубежным коллегам. Это то, что в составе учебно-методических материалов, которые мы подготовили для учащихся и учителей, есть еще и методическое пособие для родителей, так как ряд домашних заданий ребенок должен выполнять вместе с родителями. В результате мы пытаемся через детей втянуть в изучение финансовой грамотности взрослое население. Как отметили зарубежные коллеги, это очень интересный ход.
В каком возрасте необходимо начинать финансовое воспитание детей?
– С детского сада, с 5–6 лет. Есть очень интересные наработки в Волгограде, в Алтайском крае и других регионах по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Мы предполагаем этот опыт тиражировать на другие регионы.
Как вы оцениваете финансовую грамотность 16–17-летних молодых людей сегодня по сравнению с тем, что было пять, десять, двадцать лет назад?
– Финансовая грамотность 16–17-летних молодых людей сегодня на порядок выше, чем было 10–20 лет назад. Уровень финансовой грамотности наших 15-летних школьников не уступает, а в ряде случаев превосходит уровень своих зарубежных сверстников, о чем свидетельствуют результаты международных исследований PISA.
Современная молодежь знает о ценных бумагах, инвестициях больше, чем их родители. Это происходит благодаря бурному развитию информационных технологий, которые молодежь осваивает значительно быстрее, чем взрослые.
Сегодня многие банки и брокерские компании открывают демо-счета, на которых ребенок может поиграться с акциями и другими ценными бумагами. Детям это нравится. Они получают первые навыки работы на финансовом рынке.
Кроме того, законодательство позволяет 14-летним открывать брокерские счета с разрешения родителей. Однако тут надо быть очень осторожным. С одной стороны, ребенок попадает в интересный и захватывающий мир финансов, детям нравится, когда они вместе со взрослыми обсуждают ситуацию на рынке, ребенок учится принимать инвестиционные решения. С другой стороны, это большая психологическая нагрузка на ребенка. Особенно дети переживают, когда котировки снижаются. Для них это психологический стресс. Поэтому я бы с этим не спешил.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова