В Челябинской области уже на этой неделе состоятся масштабные выборы: южноуральцы будут голосовать за депутатов Законодательного собрания региона и местных дум. Кампании проходят напряженно и вместе с тем интересно.
Впервые допущены почти десяток партий, в том числе новых в региональной политике, а также своих кандидатов выставили крупные предприятия, прежде всего, градообразующие в своих муниципалитетах. Об истории выборов на Южном Урале и интересах крупных групп влияния в интервью «ФедералПресс» рассказал член Общественной палаты Челябинска второго созыва, в прошлом политтехнолог, в настоящее время судебный эксперт Владимир Добрынин.
– Владимир Валентинович, какие события, участниками которых вы лично были, на ваш взгляд, стали знаковыми в формировании нынешней общественно-политической ситуации региона?
– С 1996 по 2000 год я занимал должность первого заместителя министра информации и общественных связей правительства Челябинской области. К этому же добавился статус председатель комитета по делам национальных, религиозных и общественных организаций, партий и движений. Был секретарем федеральной службы телерадиовещания РФ по Челябинской области. Эта структура была аналогом управления внутренней политики региона. Мы не только создавали новое телевидение и радио, но и общественные движения, политические объединения. Это было время формирования нового государства – Российской федерации.
Я считаю, что вся политическая жизнь Челябинской области началась со знаменитой фразы на тот момент губернатора Петра Сумина о том, что депутаты являются второй ветвью власти. Далее выстраивалась система «Власть – общество – финансово-промышленные группы». На тот момент у нас не был сформирован институт гражданского общества, политологии, негосударственной журналистики. Мы проводили обучение работников радио и телевидения, политологов, которые сегодня хорошо известны. Тогда были привлечены компании «ИМИДЖ-КОНТАКТ» Алексей Ситников и «ИМИДЖ-РЕСУРС» Сергей Маркелов.
Большую роль играют интересы финансово-промышленных групп. У нас в регионе они делятся, условно, на производителей, которые обеспечивают экономическую и социальную стабильность области и отдают в казну налоги, и есть те, кто этот бюджет осваивают. Все началось с процесса приватизации. Для этого даже было создано специализированное предприятие, учрежденное Фондом имущества Челябинской области (ныне «ИНФО-ТВ»), которое организовывало обеспечение проведения чековых аукционов, информационное сопровождение процессов приватизации на территории Челябинской области. Тогда государственные предприятия, заводы, которые были государственными, обрели собственников. Они, в свою очередь, сегодня уже являются крупными промышленниками, основными налогоплательщиками, они же влияют на политику уже много лет, в те или иные времена являются депутатами от городского до государственного уровня.
К 1994 году сформировались основные общественные движения и региональные отделения партий, которые не могут, естественно, существовать без поддержки финансово-промышленных групп. Если кто-то сегодня говорит, что он сам по себе общественная организация, то это фрики-одиночки, однодневки, с численностью членов от одного трех человек.
– Какие, на ваш взгляд, в регионе сложились самые сильные и влиятельные общественные организации?
– В 1994 году началась подготовка к выборам губернатора и стали формироваться определенные институты в виде объединений «Преображение Урала», благодаря которому в Свердловской области победил Росселя. У нас организовалось политическое движение «За возрождение Урала». Сначала структура несла прокоммунистический характер. Этим движением руководил Петр Сумин. Его поддерживало большое количество политических партий и движения. Это в том помогло ему победить на выборах 1996 года. Это была реальная сила.
Добрынин (в центре) и Сумин (крайний справа), который принимает поздравления после победы
Так вот когда формируются общественные организации, финансово-промышленные группы смотрят, кто из них сильнее, у кого есть харизма и влияние, не важно, кто за этим стоит. И в них начинают вливать деньги. Им даются и иные ресурсы: люди, пресса, офисы, автомобили и т.п. Потому что это хороший механизм для решения своих целей, это важная поддержка общества. Мы создали первую в России Общественную палату Челябинской области. Она стала площадкой объединения политиков, экологов и прочих активистов.
Давно сложилось, что именно финансово-промышленные группы несут на себе основную социальную нагрузку. Они дают налоги, рабочие места, часто – инфраструктуру. Особенно это явно видно в городах области, особенно в моногородах.
– Сегодня эти тенденции сохраняются?
– Конечно! Но сегодня у нас идет большая турбулентность в финансах, политике и обществе. Сейчас, на мой взгляд, идет эксперимент с малыми партиями. Они поддерживаются некоторыми крупными финансовыми структурами. Партия должна быть востребована обществом и иметь сторонников, но не у всех это есть. Некоторые даже пяти процентов на выборах не получат.
– Общество в Челябинской области волнуют проблемы экологии. Партии, которые эту тему берут за основную на выборах, имеют реальную силу?
– Есть одни используют эту тему, чтобы попасть во власть, а другие делают на этом деньги. Наши якобы политики из этой сферы между собой-то не могут договориться, каждый тянет на себя. Это очень-очень сложная тема. Лидерам таким объединений нужно и политэс соблюсти, чтобы не попасть под уголовную статью, и, с другой стороны, со властью договориться, с теми самыми финансово-промышленными группами. Финансирование надо откуда-то получать в любом случае.
– Но в целом, как вы оцениваете то, что большое количество партий заявлено на выборы в Заксобрание?
– Малые партии, увы, как мне видится, представляют лишь интересы небольших групп лиц. Массовой поддержки населения у них не будет. Я вижу, как непрофессионально проводится избирательная кампания. Лидеры не внятные. Некоторые идут только, чтобы их личные проблемам делам не дали хода, оттянуть время.
– То есть экопартии, так их условно обозначим, не несут большой угрозы промышленникам?
– У нас вряд ли. Посмотрите на ситуацию в Башкирии, в Куштау с содовой компанией. У нас могла быть напраяженная точка – Томинский ГОК. Но Алтушкин грамотный стратег. Он сделал так, чтобы избежать социального напряжения без привлечения федеральных сил. А ему ведь тоже противостояли общественники, которые сейчас пытаются зайти в политику. А ведь государству не интересно решать проблему компании. Государство должно защищать интересы граждан и государствообразующих компаний прежде всего. И вот если с обществом не договариваться, то результат может быть как в Башкирии.
– А может быть у нас общество менее активно?
– Общество у нас сегодня в раздрае. Людей раздражает, что у них нет выборов главы города, например, губернаторов, по сути назначают, а к выборам не возникает серьезной конкуренции. Запрос общества на альтернативу есть.
– Значит, у нас партии недостаточно сильны?
– К сожалению, да. Чисто решают свои вопросы. Есть, я их так называю, партии интеллектуалов. Они вроде бы и правильно говорят, и идеи у них хорошие. Но их не понимают, они остаются чужими для общества.
А еще одна тенденция – это переход политиков в соцсети. Посты, телеграм-каналы – все это отдаляет от народа. Живого общения становится меньше. Люди быстро от этого устанут.
– Изменится ли ситуация перед выборами в Госдуму?
– Подготовка идет уже сейчас. Будут наиболее ярко проявлять себя уже известные политики. Думаю, пока на политической арене останутся те же лидеры.
– Публичный конфликт Валерия Гартунга и Анатолия Литовченко будет развиваться или иметь последствия?
– Они оба серьезные фигуры. Валерий Карлович и с Суминым и с Литовченко боролся, и с Аристовым, и с другими силами в свое время. У него много было недоброжелателей, но его так и не сожрали. В целом кампания станет достаточно интересной, я надеюсь.
Фото: архив В. Добрынина