Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
0

Андрей Пантелеев – об инвестиционном будущем Тюмени: «На вершине сложно удержаться»

Пантелеев
Андрей Пантелеев: была задача понять, куда двигаться региону дальше?

В Тюменской области в январе презентовали новую инвестиционную программу, обозначив векторы развития региона в горизонте до 2024 года. В числе основных направлений – нефтесервис, нефтехимия и туризм. Кто расставил приоритеты именно таким образом и почему разработку стратегии нельзя было откладывать даже несмотря на кризис – в интервью «ФедералПресс» рассказал курирующий инвестиционный блок работы правительства заместитель губернатора Андрей Пантелеев.

Новые подходы

Андрей Вадимович, год назад была анонсирована разработка новой инвестиционной стратегии. Тогда про коронавирус, тем более кризис никто и не помышлял. Сейчас как оцениваете: работа была своевременной?

– Точно – все было своевременно. Любая стратегия предполагает по своей сути, что ты от чего-то должен отказаться, а на чем-то – сконцентрироваться. И сейчас, когда бюджетные ресурсы сокращаются, а финансовый рычаг бизнеса стал менее мощным, концентрация усилий власти и бизнеса на каком-то одном или нескольких направлениях, понятных и сформулированных, дает более качественный синергетический эффект.

Да, пандемия повлияла на сроки: мы хотели сделать программу быстрее, но пришлось отложить многие вещи на полгода. Но по итогу к концу года в диалоге с бизнесом, с основными отраслями, с потенциальными внешними партнерами мы получили подтверждение, что Тюменская область в обозначенных нами направлениях интересна.

И все же почему нельзя было отложить работу над инвестстратегией до лучших времен?

– У нас подходила к финишной прямой реализация крупнейших проектов, которые несли большие инвестиции. Была задача: понять, куда двигаться, какое будущее у региона? Когда мы начали вовлекать в этот диалог бизнес, то увидели запрос: скажите, куда вы пойдете, и мы – за вами. Поэтому даже при том, что были сложности с пандемией, работа не останавливалась.

Сегодня мы начинаем получать экспертизу от бизнеса: что и как дальше должны реализовать. Мало написать стратегию, важно понять этапы ее реализации. Как говорит Александр Викторович [Моор] (губернатор Тюменской области – Прим. ред.), планы ничто – планирование все.

Вы сказали, от чего-то пришлось отказываться, работая над стратегией. О чем идет речь?

– Когда пишется стратегия, всегда опираешься на прошлый опыт ведения хозяйства, проектов. Но есть ли перспектива развития у этой отрасли по прежним канонам? Для примера – агропромышленный комплекс. Около 15 лет регион активно вкладывался в обновление ресурсов в этой отрасли: создание молочных производств, потом – мясных. А что дальше? Продолжать такой путь или, условно говоря, отказаться от простой продажи зерна и уйти в более высокий передел: сначала зерно, затем – мука, потом – хлеб? И с каждым шагом будущий передел становится более высоколиквидным, имеет большую наценку.

Нужно приходить к более высоким переделам

Это я к тому, что нам приходилось больше отказываться от старых подходов, которые приносят рубль. А нужны новые, которые могут принести два, три [рубля].

Три вектора развития

В новой инвестпрограмме определены несколько кластеров. Почему именно они?

– Для начала – что такое кластер. Это наличие какого-то ядра либо большого количества участников, которые имеются на территории и взаимосвязаны определенным образом. Именно эта связь внутри кластера очень важна. По документам Минпромторга, внутреннее проникновение внутри кластера должно составлять 20 %.

Первый кластер – нефтепромышленный, нефтесервисный – наше историческое наследие. С середины прошлого века здесь развивалось все, что связано с сервисом и наукой. На территории Тюменской области (с округами) большое количество компаний, которые добывают нефть, проектных институтов, научных центров – некая цепочка участников, которые дополняют друг друга. В нее входят не только тюменские предприятия, но и компании из 10 субъектов России. Эту историю мы развиваем дальше и привлекаем тех, кто внутри цепочки кластера может вставить недостающий продукт для решения определенной задачи. Важно, что эти решения должны быть импортозамещающими и экспортоориентированными – дешевле, лучше, эффективнее, чем та технология, которая сегодня предлагается Западом.

Антипинский нефтезавод есть в этой цепочке?

– Нет, но он может стать составляющей. Если мы поймем, что есть те задачи, которые могут решать участники кластера для того же АНПЗ. Повторюсь, кластер – это обязательно взаимное проникновение. Участник, который ни с кем не интегрируется, не нужен в кластере.

Второй кластер – это нефтехимия…

– Речь про кластер вокруг «СИБУРа». Тобольская площадка, как промышленная зона, эффективна для дальнейшего развития. Это такой кластер будущего, связанный с наукой, технологиями, вокруг которого начинают расти новые, высокодоходные отрасли. Их можно относить к креативным. Это молодой кластер, новый. В стране немного игроков, которые вокруг этого работают. Но мы уверены, что благодаря нашему партнеру, его подходам, технологиям и партнерским взаимоотношениям будут возникать новые площадки. И в этом плане ведем ряд переговоров с компаниями.

Тобольская площадка имеет песрпективы для развития

Ядром третьего кластера – туристического – судя по всему стал бренд термального курорта?

– Туризм – та отрасль, которую подсветила пандемия. Она стала интересна федеральным операторам. Мы долгое время думали, что ядром туристического кластера станет историческая составляющая. В стране был интерес по отношению к Сибири, и большая часть населения никогда не бывала на наших территориях. В этом направлении мы и сделали ряд шагов, благодаря которым стали узнаваемы, понятны. К примеру, появился теперь уже известный «Императорский маршрут».

Но все изменило открытие нашего тюменского «моря» (речь о термальных курортах - Прим. Ред.) в этом году. Именно это сегодня является тем, что будет востребовано долгие годы. До этого около полутора лет мы анализировали рынок велнес-услуг и искали идею, которая может соединить эту историю в нашем регионе воедино. Отчасти к пониманию этого подтолкнул проект «ЛетоЛето». Они, кстати, тоже переформатировались, заявив о себе уже не просто как об аквапарке, а о термальном курорте. В международном подходе самые качественные термальные курорты выглядят именно так, как сейчас «ЛетоЛето».

«Для нас это сигнал»

Сейчас положение региона в инвестрейтингах не самое завидное. Как вы относитесь к этому?

– Всегда, когда заходишь на вершину, все сложнее и сложнее удержаться. Поэтому такие волнообразные скачки могут быть. Но вопрос – насколько они большие. Если ты начинаешь выпадать сильно далеко, то это сигнал.

В Тюмени работают над обновлением мер поддержки

Но для нас этот скачок – в любом случае сигнал. Сейчас в части рейтинга проводится большая работа. Первое – с точки зрения анализа: понять, почему так происходит? Второе – что нужно поменять. И за последние три месяца проработан достаточно большой блок, в первую очередь, с бизнес-сообществом. Мы работаем над обновлением мер поддержки.

Поэтому рейтинг является определенным отражением, откуда всегда надо черпать и делать выводы, но точно не зацикливаться только на этом. Главное – это экономические показатели. Наша задача – развивая бизнес, пополнять бюджет.

Фото: admtyumen.ru, ФедералПресс / Евгений Поторочин, sibur.ru

Сюжет по этой теме
2 июля 2021, 13:35

Не нефтью единой

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.