Якутия стала одним из наиболее пострадавших от коронакризиса регионов Дальнего Востока. Сейчас республика быстрыми темпами наращивает свой потенциал. Это оценили и участники ПМЭФ-2021: на полях форума Якутия подписала несколько важных соглашений. О состоянии якутской экономики и итогах форума глава Якутии Айсен Николаев рассказал в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс».
Айсен Сергеевич, с каким багажом вы уезжаете в Якутию? Какие соглашения подписал регион на ПМЭФ?
– Ряд соглашений, подписанный на Петербургском экономическом форуме, мы отрабатывали достаточно давно. В том числе, договоренности с Крымом и Калмыкией. Мы подписали важное соглашение с нашими основными партнерами – с компанией «Алроса». Оно касается газификации промышленных объектов. Это очень значимый проект для якутской экологии. Кроме того, газификация позволит увеличить эффективность работы «Алроса».
Самое важное, на мой взгляд, соглашение Якутия заключила с госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Оно касается участия корпорации в строительстве новых школ в регионе. Проблема переполненности образовательных учреждений у нас стоит очень остро, особенно в Якутске. Эту проблему мы намерены решить.
Ряд договоренностей заключили с нашими иностранными партнерами. Например, была встреча с послом Японии. Также обсуждали сотрудничество с послом Индии. Эта страна только начинает прицениваться к ряду проектов в Якутии, перспективы здесь значительные.
Многие регионы в этом году заявляли о разных рекордах – по числу соглашений, по их сумме. Якутии есть чем похвастать?
– Мы не гонимся за рекордами. Нам важно, чтобы те соглашения, которые мы заключаем на ПМЭФ, приводили к конкретным экономическим результатам. Это самое главное.
Прошлый год оказался не самым удачным для Якутии – было снижение по многим ключевым показателям, уменьшение инвестиций, рост безработицы. Сколько времени понадобится республике, чтобы вернуться к допанедмийному уровню?
– Это уже происходит. Якутия почти вернулась к прежнему уровню. За первые пять месяцев этого года рост промышленного производства вырост на 27 процентов. Прогнозируемый рост ВРП (валового внутреннего продукта, - прим. ред.) в этом году составляет 3,5-5 процентов. Мы по большинству показателей догоним и даже превзойдем показатели 2019 года.
Это стало возможным из-за быстрого восстановления алмазодобывающей промышленности, роста добычи нефти, газа, золота. Конечно, вызывает беспокойство уровень безработицы. В этом году предстоит снизить его до 6,9 процентов – это серьезная задача. Отмечу, что этот показатель лучше, чем в 2019 году.
Нынешний год станет отправной точкой для якутской экономики, к 2022 году мы снова выйдем на траекторию устойчивого быстрого роста.
Насчет алмазной промышленности. Якутия продолжает зависеть от «Алросы», от ее поступлений, которые формируют половину бюджета. Есть ли в будущем перспектива слезть с этой ресурсной иглы?
– Якутия – крупнейший акционер «Алроса». За последние три года мы с правительством РФ провели колоссальную работу по повышению эффективности работы компании. В результате с 2018 по 2020 год компания принесла дивидендов больше, чем за 20 лет до этого. Притом, что пик цен на алмазы был десять лет назад. Ничего плохого я в этом не вижу. Благодаря проделанной работе экономика региона устояла в тяжелейших условиях кризиса 2020 года, когда алмазы просто перестали продаваться.
Я замечу, что регион живет не только за счет алмазов. С каждым годом у нас растет добыча нефти и газа, мы сотрудничаем с крупнейшими компаниями страны. Растут поступления от золотодобывающих компаний. С 2022 года рассчитываем на значительный рост поступлений от угольной промышленности. Якутия безболезненно пережила первый, самый тяжелый, период коронакризиса – и это заслуга не только алмазной промышленности.
Кроме того, сейчас республика делает ставку на человеческий капитал и отрасль IT. Пока там нет какой-то сильной экономической отдачи, но за этим будущее.
На сколько лет Якутии еще хватит алмазов?
– На ближайшее десятилетие республика обеспечена ресурсом. Сейчас надо интенсивно развивать геологоразведку. Не секрет, что месторождения понемногу истощаются. Но появляются и новые объекты. Например, к 2030 году в регионе полностью восстановят новый рудник «Мир», затопленного в результате ЧП.
Одним из самых важных проектов для Якутии является Ленский мост. В правительстве России, впрочем, уже заявляли, что стройка будет дорогой. Федеральный бюджет профинансирует лишь половину стоимости. Есть у Якутии оставшаяся сумма – или все-таки проект надо удешевлять?
– Конечно, Ленский мост – недешевый. Но это ведь уникальный мост! Строить его будут на вечной мерзлоте, при амплитуде температур в 100 градусов. Зимой она доходит до -60 градусов по Цельсию, летом до +40 градусов. В мире подобных сооружений просто не существует. При этом помимо моста нужно построить многокилометровые подъездные пути.
Проектирование ведет «Днепрострой», одна из крупнейших профильных компаний России. Инвесторы у нас есть, имеются документы, подтверждающие их намерениях. Поэтому деньги у региона будут. Дождемся поручения президента и начнем работу.
Фото: ФедералПресс\Екатерина Лазарева,якутск.рф
Лучшие интервью за 2021 год