В Югре управление туризма возглавила новый руководитель – предприниматель из Екатеринбурга Наталья Ларионова, проработавшая 27 лет в турбизнесе. В интервью «ФедералПресс» глава ведомства рассказала, как будет развивать туризм в округе и выводить бизнес из серой зоны, какие направления в приоритете, как региональный туризм связан с патриотизмом и самоидентичностью и где место силы в Югре.
Кто должен платить налоги
Наталья Ивановна, почему вы решили оставить турбизнес и уйти на госслужбу?
— Для меня это новый опыт. Мне стало интересно заниматься развитием туризма в рамках региона. В Югре мало турфирм и активных турпроектов. И очень хочется, чтобы их стало больше, применить свой опыт здесь, в Югре, попробовать вдохновить турбизнес.
Какие задачи поставлены перед вами?
— Главная задача – создание условий для развития турбизнеса, новой туристской инфраструктуры и турсреды. В Югре всего 9 туроператоров. Это очень мало. Но многое делается управлением туризма и правительством для развития отрасли. Внедрена турплатформа VisitUgra (пилотный проект в РФ). На платформе есть все, чтобы продвигать туристский потенциал Югры. Агрегатор может еще и продавать напрямую услуги турпредприятий, но без активности со стороны бизнеса он не сможет быть максимально полезным для региона. Поэтому сейчас важно, чтобы турбизнес поверил в платформу, в ее возможности и подключился к реализации своих проектов через нее.
К 2030 году власти Югры планируют в два раза увеличить число туристов – до миллиона в год. Реально ли это в условиях пандемии?
— Мы готовим программы по продвижению тех видов туризма, которые в июньской концепции развития Югры поставили во главу угла, – этнографический, деловой, событийный, активный и рыболовно-охотничий. Надеемся, что пандемия вот-вот закончится, потому что активно идет вакцинация. Другое дело, если вирус будет мутировать и появятся новые штаммы. Но тем не менее формируются определенные продукты, которые можно реализовывать, не взирая на пандемию. Одна из главных задач сейчас – вывод бизнеса из тени, показать ему, что выгодно находиться в правовом поле. В регионе много предпринимателей, которые работают «в серую» и не платят налоги. Мы даже не можем сосчитать, сколько к нам туристов на самом деле приезжает, нет официальной информации.
Как собираетесь выводить «серый» бизнес в правовое поле?
— Планируем вместе с Фондом развития Югры составить дорожную карту, где будут отражены все существующие виды поддержки бизнеса по линии РФ, Ростуризма, Росмолодежи и округа. Эти инструменты гораздо больше принесут выгоды, чем нелегальная прибыль. Выгоднее работать «в белую» и получать преференции, поддержку, помощь в продвижении своего продукта. Бизнесмен может получить безвозмездный грант на развитие, участвовать в выставках и др.
Мифологизация Югры
Туриндустрия в Югре плохо развита: не хватает гостиниц, глэмпингов, транспортной инфраструктуры и ресторанов, невысокое качество услуг, узкий ассортимент. Нужны инвестиции. Есть план, как заинтересовать бизнес?
— Развитием туристских территорий. Сейчас создается мастер-план (пилотный проект Ростуризма в разных регионах) трех агломераций – Ханты-Мансийского, Сургутского и Нижневартовского районов. Компания, выигравшая тендер, разрабатывает план территорий, на котором будет обоснованно указано, где, например, не хватает ресторана и гостиницы.
Я считаю, районы сделают большой скачок вперед в туризме уже в ближайшее время, потому что прорабатывается досконально то, какие точки роста можно продвигать, во что вкладываться. Если брать Ханты-Мансийск, то здесь существует бренд «Новогодняя столица Сибири». Нужно еще доработать направление, создать программы по легендированию и мифологии, воплощенные в инфраструктурные проекты. Бизнес может все, если у него есть мечта. Наша задача – найти людей, которые горят этим, которым нужно помочь свои идеи воплотить в жизнь с технической точки зрения.
Промышленного и детского туризма нет среди приоритетных направлений, будут ли их развивать?
— Надеемся попасть в 20-ку регионов пилотного проекта Агентства стратегических инициатив по развитию промышленного туризма. Сейчас готовим ТОП-5 предприятий, которые первыми войдут в программу. Ведем переговоры с научно-аналитическим центром недропользования Шпильмана, рыбоводным заводом, шоколадной мануфактурой и нефтегазовыми предприятиями. Важно знакомить молодежь с флагманами промышленности Югры. Это и профориентация, и воспитание патриотизма. Когда молодой человек знакомится с предприятиями, где есть достойные условия и зарплата, он понимает, что можно не уезжать в крупные города.
Разрабатываем программу «Югра для школы». Она будет региональным образовательным компонентом, в то же время система даст эффект патриотизма. Когда ребенок знакомится с малой родиной, у него возникает самоидентичность, и он чаще всего остается здесь. Кадровая проблема стоит остро на многих предприятиях. Программа детского туризма выполняет и такую задачу – оставить дома нашу молодежь.
Чему удивит Югра
И насущный вопрос: каким должен быть заработок туриста, чтобы отдохнуть в Югре?
— В Югре есть туры на любой кошелек. Цены в гостиницах достаточно гибкие. Не нужно думать, что отдых здесь – это очень дорого. Большие цены могут быть на охотничьи туры в труднодоступных местах, куда можно добраться только на самолете. Любой может приехать и за пару тысяч рублей насладиться слиянием Иртыша и Оби, посмотреть единственную в России часовню-маяк, полюбоваться песчаными дюнами.
Что посмотреть избалованному российскому туристу в Югре?
— Югра богата на диво, здесь много достопримечательностей. Я бы посоветовала поселиться в Ханты-Мансийске, посмотреть музеи, погулять здесь, почувствовать энергетику рек и тайги. Это тот случай, когда город находится в природе, а природа – в городе.
Югра еще не открыта до конца, потенциал ее очень большой. Мы только начинаем раскрывать ее красоты. Меня лично привлекла Югра энергетикой двух огромных и могучих рек. Я чувствую ее до мурашек по коже. Это очень сильное место.
Фото: Наталья Ларионова / ВКонтакте, ФедералПресс / Дарья Сеймовская