Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Проекты придуманы детьми»: как российских школьников учат распределять финансы на настоящие проекты

Эксперт рассказал о школьном инициативном бюджетировании

Ни для кого не секрет, что работа с молодежью – один из важнейших приоритетов государственной политики. Эксперты нашли способ, как приблизить школьные занятия к практике, развить у учеников лидерские качества и сделать учебу более интересной. Так, одним из новшеств стало школьное инициативное бюджетирование, которое внедряется во многих российских регионах. О нем в беседе с «ФедералПресс» поведал директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров.

Как руководитель института при Минфине России вы во многом отвечаете за новации в финансовой сфере. Какие существуют или, возможно, прорабатываются решения, ориентированные на подростков?

— Сейчас одним из наиболее перспективных направлений является развитие практик инициативного бюджетирования. Это форма участия граждан в планировании и контроле за расходами местных бюджетов. Она дает людям возможность самим определять, что они хотят видеть в своем дворе или поселке: проложить дорожку в нужном месте, сделать цивилизованную парковку, разбить парк или улучшить меню в детском саду. И здесь есть очень большая ниша для детских и молодежных проектов, так называемое школьное инициативное бюджетирование.

Что это может быть? Можете назвать какие-то примеры?

— Такие примеры есть по всей стране. Сегодня это сотни школ и тысячи проектов в г. Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Республике Коми, Сахалинской, Ярославской и Новгородской областях. Проекты объединяет одно: они придуманы детьми для детей и потому максимально востребованы.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Лабытнанги был проект «Железный рюкзак». Ученики школы – это они придумали название – решили установить в школе локеры. Это такие современные шкафы для вещей с замками, как в американских фильмах. Получилось стильно, удобно, занимает мало места.

Или, тоже в Ямале, но уже в Надымском районе, выстрелил проект по созданию школьной медиа-студии. Начинающие блоггеры и репортеры не только получили необходимое оборудование, но и прошли тренинги, встретились с профессиональными журналистами.

В Ярославле в число получивших финансирование проектов вошли модернизация школьной столовой, установка автоматов по продаже кислородных коктейлей и канцелярских принадлежностей, а также создание класса виртуальной реальности, обновление школьной компьютерной сети и оборудование Wi-Fi зоны.

Проект велопешеходной дорожки «Тропа Ивана-царевича» был реализован в рамках республиканской программы в Карелии.

Ученики одной из школ Петербурга решили создать свой скейтпарк, в котором можно покататься на перемене или после уроков, а в Пермском крае пошли еще дальше – там строят трассу для сноуборда, на которой пройдут тренировки по фристайлу и джиббингу.

Ограничений практически нет, а перспективы развития большие. Например, совместная кооперация нескольких школ позволит объединить бюджеты для проведения соревнований или организации туристических лагерей, купить в складчину школьный автобус или иную дорогостоящую технику. Также открывается широкое поле для кооперации как с бизнесом по профориентационным программам, так и с ВУЗами в рамках подготовительных мероприятий и углубленного изучения предметов.

Откуда деньги?

— Чаще всего в бюджете школы закладывается доля расходов, в отношении которых ученики самостоятельно принимают решение о запуске проектов по благоустройству, запуску бизнес-идей, расширения факультативных учебных программ или просто о закупках. В среднем это 3-5% от бюджета школы. Дополнительно могут быть использованы внебюджетные средства, например, от платных кружков и секций.

В некоторых регионах финансирование не привязано к школьному бюджету. Например, в Петербурге, районная администрация напрямую выделяет школьникам на инициативы, победившие в региональном конкурсе, до 3 миллионов рублей.

Как организован сам процесс от идеи до получения финансирования?

— Прежде всего необходимо решение о запуске школьного бюджетирования в образовательном учреждении, в том числе выделение финансирования и куратора. Как правило, требуется решение профильного регионального органа власти, например, департамента образования. После этого коллектив школы знакомят с возможностями, формируют и обучают инициативную группу из числа школьников и педагогов, утверждают регламент ее работы. Кстати, все образцы необходимых документов скоро можно будет найти на портале инициативного бюджетирования НИФИ – https://budget4me.ru.

Далее все просто: ученики разрабатывают и обсуждают идеи, а лучшие проекты по итогам голосования школьников получают финансирование. Замечу, что на этом проект не заканчивается. Как и во «взрослом» инициативном бюджетировании ребята контролируют ход работ по проекту, а иногда и сами принимают участие в его реализации.

В процессе школьники осваивают способы проектной деятельности и развивают универсальные умения: анализировать проблемные ситуации, проектировать цели, планировать достижение целей, оценивать решения и делать обоснованный выбор, ставить и решать практические задачи, эффективно работать в группе.

На какие эффекты от школьного инициативного бюджетирования вы рассчитываете?

— На этот вопрос проще ответить с позиции разных групп интересов.

Прежде всего, экономический аспект. Фактически речь идет о приоритизации направлений расходов школьного бюджета. При этом, как подтверждает практика, идет снижение издержек на эксплуатацию за счет более бережного отношения учеников к собственным проектам. Также для школ это элемент конкуренции за учеников и возможность привлечения дополнительных фондов. И это не только вопрос подушевого финансирования на каждого учащегося, но и перспективы участия в спонсорских проектах по линии бизнеса, дополнительная поддержка и внимание со стороны местных властей.

Социальные эффекты связаны со снижением конфликтности – общая работа сплачивает коллектив, развитием лидерских качеств у учеников и форм самоорганизации школьных сообществ. Также открывается большая перспектива по отработке навыков проектной деятельности и технологий принятия управленческих решений.

Одновременно значительно упрощается достижение педагогических целей: ходить в школу становится интереснее, так как школьная жизнь становится разнообразнее, вследствие чего растет удовлетворенность образовательным процессом в целом. Не менее важен рост социальных и финансовых компетенций учеников, повышение финансовой грамотности.

Чего не хватает и какие перспективы развития школьного бюджетирования вы видите?

— Сейчас развитие школьного инициативного бюджетирования во многом носит стихийный характер. Это обуславливает различия и отсутствие единого подхода. Например, в порядке финансирования или с точки зрения курирующего органа власти: им может выступать ведомство в финансовой или образовательной сфере.

Регионы ориентируются на опыт соседей, чаще всего из ежегодного доклада НИФИ о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в нашей стране.

В 2020 году нашим институтом разработана Концепция развития школьного инициативного бюджетирования в России. Сейчас идет ее активное обсуждение с региональными и федеральными органами власти, учебными заведениями.

Представляется, что развитие школьных практик управления общественными финансами должно найти отражение как в структуре общероссийской молодежной политики, так и в качестве отдельной образовательной программы или курса, необходимой компетенции педагогических работников.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.