Общество
  1. Общество
Общество
Свердловская область
0

Учитель русского языка и литературы: «Чувство юмора помогает в профилактике буллинга»

Школа
Интервью с классным руководителем в школе №166 Екатеринбурга Галиной Литвиненко

В представлении многих современный учитель – это измотанный истериками родителей и проверкой тетрадей педагог. Но так ли это на самом деле, когда классный руководитель в классе заряжает учеников своей энергетикой и энтузиазмом. О профилактике буллинга в школах, вниманию родителей и педагогов к учащимся, предотвращению критических ситуаций и каким должен быть современный педагог – делится классный руководитель, учитель русского языка и литературы школы №166 Екатеринбурга Галина Литвиненко.

О чем говорить с детьми?

— На Форуме классных руководителей, который состоялся в октябре 2021 года, мы обсуждали, из чего складывается идеальная личность. Пришли к выводу, что необходимо равное взаимодействие: как родителей, потому что они закладывают основу мировоззрения, так и ребенка как полноценного участника воспитательного процесса (а не просто губку, которая все впитывает), и… классного руководителя, который помогает формированию личности.

Вернувшись с форума, я провела родительское собрание, на котором присутствовали и дети. Мы говорили о том, как важно просто общаться друг с другом. Родители же думают, что они все детям уже дали, и пусть в школе ребенка «довоспитывают». Общение в семье ограничивается вопросами: «Какие оценки?», «Исправил математику?», «Сделал домашнюю работу?». И дальше два варианта: сделал – иди играй в компьютер, нет – учи.

К моему удивлению у многих родителей в тот момент выступили слезы на глазах. А спустя две недели заговорили дети. Они рассказали, что почти никогда родители их не спрашивают: «Как дела?». Не «какие оценки получил», а «как дела, что на душе». Ребята считают, что переучивать взрослых уже поздно, и мне их искренне жаль. Ведь совсем не сложно, если уж не почитать с ребенком, то просто спросить: «Что вы сейчас проходите по литературе? «На дне» [Максима Горького]? И как тебе? Мне, помню, в школе эта пьеса понравилась». Можно завязать небольшой диалог. И именно этому я хотела научить родителей.

Поэтому я не устаю повторять взрослым – забудьте свое детство: мы и наши дети – совершенно разные поколения. Абсолютно! Кто с ребенком играет в компьютерные игры? И я со своим сыном играю, хоть и через силу. Он меня зарегистрировал в Brawl Stars, правда, в основном, только брожу, и мой персонаж через три секунды погибает. Но у ребенка столько счастья из-за этого! Однажды мы с ним организовали пикник в квартире и вместе посмотрели хороший фильм. Быть ближе к ребенку можно, если сместить внимание с оценок просто на жизнь.

Нужно ли обижаться на учеников?

— Классный руководитель должен быть неравнодушным и с хорошим чувством юмора. Иногда родители говорят, что дети меня боятся. Я отвечаю: не боятся, а не хотят меня огорчать. Я искренне за них переживаю. Если завуч сообщает, что мои ученики сегодня что-то натворили, я, чуть не плача, говорю им: «Мне очень обидно. Я многое отдаю вам, почему вы так поступаете?» И им становится стыдно.

С ребятами я всегда честна: не обещаю того, что не могу сделать, и отвечаю за свои слова. Однажды на литературе изучали тему «Сценарий». Если просто поговорить, тема уйдет в никуда. Поэтому я объявила конкурс сценариев и пообещала его «оживить». Потом, конечно, 33 раза пожалела: дети выбрали лучшим сценарий, который связан с подвалом и чудищами. Мне пришлось просить разрешение у директора, лезть в подвал, экранизировать историю. Идею постановки я уже не помню, но зрительские симпатии мы тогда собрали. А дети хорошо запомнили, что такое сценарий.

Чувство юмора, мне кажется, помогает в профилактике буллинга. Я все время пытаюсь выводить детей на позитив. Если ребенок выделяется из толпы, я говорю, что в каждом классе должен быть, например, двоечник, который отвечает за взъерошенные волосы. И это надо принимать. Тогда не будет негативного отношения друг к другу, ведь у каждого своя роль. Да, мы все разные и со своими особенностями.

Сложно ли быть классным руководителем?

— Для меня нет. Все зависит от того, как на это смотреть. Если через розовое стеклышко, то все будет хорошо. Если через темно-коричневое – плохо. Если ты перед ребятами спляшешь, они захотят к тебе присоединиться. А если только говорить: «8А сделал, давайте и мы», это не сработает.

У нас в школе давно проходит танцевальный конкурс «Тинейджер». Лет десять я со своими танцую. Рядом с ними. На сцене. И дети прекрасно к этому относятся – ведь я часть их команды. Любому учителю в такой постановке можно найти роль, даже просто молча исполнить роль торшера. Но ты все равно будешь частью класса. Это очень важно, потому что мы сейчас отдаляемся друг от друга, а надо бы идти навстречу.

Есть, конечно, ученики вредные, но они все очень разные личности. И когда я иду на работу, вспоминаю забавные случаи. Например, мы изучали тему «слитное и раздельное написание частицы „не“» и один ученик долго тянул руку, чтобы привести свой пример. А когда я его спросила, он гордо встал и сказал: «Некрасов».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Все самое важное и оперативное в Уральском федеральном округе — в telegram-канале «УРАЛИТИ». Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Федеральные новости рассказываем в Telegram, Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments