ESG-повестка, которая бурно обсуждалась в прошлом году, в нынешнем году немного ушла в тень из-за проведения специальной военной операции на Украине. Однако российские компании продолжат реализовывать различные ESG-проекты. О том, от каких из них есть реальная помощь природе и обществу, от каких – нет, «ФедералПресс» рассказала Ольга Лакустова, директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд».
Почему ESG не всегда то, чем кажется?
— Несмотря на обстоятельства, ESG-повестка все плотнее входит в жизнь российского бизнеса. Все большее число компаний начинает осознавать, что быть «зелеными» не только модно, но и полезно, ведь российский потребитель точно так же, как западный, начинает голосовать рублем за продукцию производств, которые заботятся об окружающей среде. А более 40 %, согласно последним опросам, готовы даже переплачивать. На этой волне многие компании от мала до велика стали набирать баллы, реализуя различные ESG-проекты, участвовать в рейтингах и т. п.
Но все ли такие инициативы действительно являются ESG или просто хотят таковыми казаться?
— Давайте разбираться. Итак, минимизировать углеродный сред можно двумя путями. Первый – очень затратный с точки зрения ресурсов и растянут во времени – трансформация производства. Когда компания всерьез меняет технологии производства, перестраивает логистические цепочки, переходит на альтернативные источники энергии и т. д. для того, чтобы сократить выбросы углекислого газа.
Второй путь – компенсация. Его используют компании, которые не имеют сегодня возможностей для того, чтобы мгновенно изменить технологии и сократить вред, наносимый окружающей среде. К таким отраслям относится, например, авиация. При всем своем желании она не может отказаться от использования керосина, который оставляет заметный углеродный след.
В настоящий момент ведутся разработки более экологичного топлива, но, во-первых, это только разработки, во-вторых, они также не предполагают полного отказа от керосина, а лишь сокращение его количества.
Таких отраслей множество, подобным компаниям сложно сегодня повышать ESG-метрики технологическим путем. Однако, компенсируя свой углеродный след, например, реализуя лесоклиматические проекты, они могут повлиять как на метрики ESG, так и на чистоту воздуха на нашей планете.
Именно по пути компенсации идет большое количество российских компаний. Но, когда речь идет о реализации ESG-проектов, очень важно понимать, что будет реально работать на ваш бизнес, а что окажется лишь красивой картинкой в погоне за «зеленым» имиджем.
Какие наиболее часто встречаются фейковые ESG-проекты?
— Один из самых распространенных примеров фейковых ESG-проектов – высадка деревьев в парках, скверах и т. п. Компания находит какую-то организацию, просит подобрать для них «зеленый» проект, а та, в свою очередь, радостно рапортует – да есть у нас такой. Вот давайте в следующем месяце высадим в городском парке 40 яблонь – с учетом презентации и расходов на маркетинг это будет стоить 2,5 млн рублей. Все радостно хлопают в ладоши. Деревья же посадят – пользу обществу принесут, вклад для будущих поколений сделают, и есть надежда повысить свои рейтинги ESG.
Но почему-то никто не задается вопросами: какова поглощающая способность сорока яблонь? Насколько это социально значимый проект? Какое влияние он окажет на развитие региона? И т. д.
За эти же деньги можно высадить на Алтае, например, почти 20 га кедрового леса, восстановить горельники и поглотить 25,2 тыс. тонн диоксида углерода. Или за те же 2,5 млн рублей можно создать в заповеднике инфраструктурный объект (музей, туристический центр и т. д.), который будет генерировать внебюджетное финансирование для научной работы по сохранению биоразнообразия.
Надо заметить, денег хватит еще и на то, чтобы обучить предпринимательству до 300 человек, проживающих рядом с особо охраняемыми природными территориями, и просертифицировать их продукцию, а также профинансировать микрогрантами активную часть местного населения. Таким образом, проект получит социальную составляющую, ведь удастся организовать еще и рабочие места, что является серьезной проблемой для жителей отдаленных территорий.
Кроме высадки деревьев имеются и альтернативные варианты нейтрализации углеродного следа. Например, сейчас набирают популярность «голубые» фермы, специализирующиеся на разведении водорослей, которые способны поглощать углекислый газ в больших количествах.
Таким образом, если компания действительно хочет не на словах, а на деле внести свой вклад в сохранение природы, для этого существует множество вариантов. Однако, помимо желания изменить позиционирование, важно просчитать результаты вашей деятельности, ведь ESG – это в первую очередь цифры. Это так же, как с красотой. Можно делать косметические процедуры и украшать лицо новыми пушистыми ресницами и пухлыми губами, а можно следить за здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом и т. д.
Фото: пресс-служба фонда «Наш фонд»
ESG-развитие