В Тюменской области с 1 июля 2022 года размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов жителей на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи снижен с 22 % до 20 %. Это позволило получить субсидии более широкому кругу семей и увеличить размер социальной помощи для тюменцев с низким доходом. Однако в дальнейшем рост тарифов неизбежен. Член регионального штаба ОНФ и федеральный модератор площадки «Жилье и городская среда» в области Сергей Соловьев в интервью «ФедералПресс» рассказал, как усовершенствовать систему регионального стандарта для поддержки малоимущих и реформировать систему ЖКХ.
Обеспечить социальную защиту
Сергей Владимирович, почему было принято решение снизить порог до 20 %, чем обусловлено это решение?
— Это продиктовано стремлением обеспечить социальную защиту малоимущим группам населения, которые могут испытать сложности в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в первую очередь на горячее водоснабжение.
Рост тарифов в Тюмени связан прежде всего с необходимостью реконструкции и модернизации сетей, обеспечивающих водоснабжением и теплом людей. Не секрет, что лидер нашего движения, президент РФ, на Петербургском форуме озвучил эту проблему как одну из наиболее важных. Проблема реконструкции и модернизации сетей на сегодняшний день уже приобретает масштаб федерального уровня. Тюмень и наиболее крупные городские образования области не являются исключениями.
Главным образом, необходимо более успешно решать проблему с выбором наиболее щадящего режима цен на ЖКУ. Рост тарифов в обязательном порядке должен коррелироваться с изменением двух основных показателей – прожиточного минимума и региональных стандартов. Это основа. И чтобы успешно эти процессы реализовывались, необходимо обеспечить скоординированную работу двух департаментов, от которых сейчас зависит решение этой проблемы, – департамента ЖКХ и департамента соцразвития. В этом плане работа в правительстве Тюменской области ведется успешно.
Рост тарифов неизбежен
Почему именно этот аспект наиболее важен?
— Давайте будем смотреть правде в глаза. Реконструкция и модернизация теплосетей должны идти опережающими темпами для надежного снабжения ресурсами. Это неминуемо влечет за собой увеличение тарифов. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что ресурсоснабжающие организации обязаны выполнять свою задачу – предоставлять качественные услуги. И этот процесс мы остановить не можем, потому что с каждым днем проблем изношенных сетей будет становиться все больше.
В то же время у людей возникает вопрос, прежде всего малоимущих: каким образом платить за коммунальные услуги, если есть материальные трудности. И здесь на первое место выходят комплексы мер, связанные с соцзащитой этих слоев населения. Мы должны ясно понимать, что люди, особенно малоимущие, испытывают колоссальную нагрузку на свой бюджет и не могут оплачивать ЖКУ в полном объеме. Здесь соцслужбы должны на себя взять обязательства по смягчению финансового бремени малоимущих.
По статистике, благодаря снижению предельной доли расходов на оплату ЖКУ в региональном стандарте до 20 % сегодня малоимущая семья по совокупному доходу получает весьма существенную компенсацию. Если взять стандартную семью – это порядка 1800 рублей. Семьи из двух родителей и трех детей могут получить субсидии до 4000 рублей. Это неплохо. Но в то же время есть определенные предпосылки для совершенствования этого процесса.
Как улучшить поддержку
Как усовершенствовать региональный стандарт?
— На наш взгляд, корреляция с прожиточным минимумом должна быть более выраженной. Если повышение тарифов прослеживается на определенный существенный процент, то это должно находить отражение в изменении регионального стандарта и соответствующим образом в изменении прожиточного минимума.
Но, учитывая, что у нас весьма существенно разнятся доходы и просматривается расслоение среди отдельных групп населения, то, на наш взгляд, нужно еще более дифференцированно подходить к вопросу выделения субсидий и определения минимума совокупного дохода семьи.
На уровне федеральной разработки стандартов можно было бы задуматься над тем, чтобы ввести дифференцировку совокупного дохода семьи в более широком компоненте, а не только исходя из минимума. Здесь службы соцразвития и соцзащиты должны выступать в определенной степени в авангарде или стать инициаторами этого процесса.
Во-вторых, при разработке региональных стандартов должна учитываться и многофакторная составляющая, которая входит в основу этого стандарта. Сюда мы прежде всего можем отнести качество и техническое состояние жилого фонда. Я вижу в этом один из потенциалов для улучшения работы в плане совершенствования законодательства, касающегося разработки стандартов.
«У ресурсников есть своя задача»
Компромиссное решение: и социальная напряженность снижается, и ресурсоснабжающие организации могут работать спокойно, решать проблемы с ветхими сетями.
— Конечно. У ресурсников есть своя задача, они работают в концессии и обязаны заниматься модернизацией и реконструкцией сетей. На сегодняшний день для того, чтобы опережающими темпами хотя бы переломить эту ситуацию, надо выходить на ежегодную замену порядка 5–6 % сетей, а у нас осуществляется замена на уровне 3 %.
И ведь речь еще идет не только о социальной напряженности, но и о качестве предоставляемых услуг. Подача тепла должна быть бесперебойной, теплоноситель должен обеспечивать температурный минимум в квартире – плюс 18–22 градуса. Люди должны четко понимать, за что платят. Это ключевое. При этом есть категория людей, у которой просто нет этой возможности платить в полном объеме, и она должна получать более серьезную и качественную соцзащиту.
При совершенствовании разработки регионального стандарта необходимо учитывать и характеристику жилищного фонда. Так или иначе, это тоже сказывается на энергосбережении и на качестве услуг. Хотя здесь вопрос усложняется тем, что это ляжет дополнительным бременем на управляющие компании, которые ответственны за общедомовое имущество и его содержание.
Есть ли предпосылки для совершенствования стандарта?
— Безусловно. Понятно, что это сразу не произойдет, но в любом случае мы должны осуществлять именно те шаги, которые позволят в конечном итоге говорить о полноценном реформировании системы ЖКХ и всего спектра услуг, которые к нему относятся. В отопительный сезон основным бременем будет отопление, и мы, конечно же, говорим прежде всего об этой части. В любом случае этот процесс не остановить.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Мицих