Растущие темпы потребления – главный враг окружающей среды. А первым шагом для ее защиты может стать отказ от пластиковых бутылок. Такое мнение в интервью «ФедералПресс» высказал председатель управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Александр Плакида. По его словам, для налаживания устойчивого развития на сегодняшний день необходимо партнерство. Что это значит? Подробности – в нашем материале.
Александр Викторович, добрый день! Расскажите, с какими климатическими рисками человечество столкнулось в последние годы?
- Риски есть, и они очевидны. Среднегодовая температура воздуха постоянно повышается. Совсем недавно в Красноярске на мероприятии Норникеля выступали эксперты Росгидрометцентра, которые профессионально и глубоко изучают проблемы климата. В своем выступлении они пояснили следующее: в целом повысилась температура на градус – полтора, но все известные нам климатические бедствия, как то тайфуны, ураганы стали резче, чаще и так далее.
Возникает вопрос, где это сильнее сказывается. Там, где они происходили редко, стали происходить чаще. Где их не было заметно вообще – появились. Опасных климатических явлений стало больше, и эта динамика продолжается.
В таком случае, как изменение климата сказывается на нашей стране?
- Все климатические изменения – это плохо. Как в поговорке: слишком много «хорошо» - это очень плохо. Любое гипертрофированное достоинство становится недостатком. Кто-то говорит, мол, отлично, будем в Сибири ананасы выращивать. А вот пример того же Норникеля: Норильск построен в вечной мерзлоте. Фундаменты, инфраструктура – все рассчитано на вечную мерзлоту. Сейчас грунт вечной мерзлоты начнет таять, и город просто рухнет. А на юге все может затонуть из-за дождей и наводнений. Черноземные площади могут быть затоплены.
Конечно, есть наукоемкие ответы ряда экспертов, что Россия вроде как выиграет от глобального потепления, у нас даже расширится пояс сельского хозяйства. Но любые природные бедствия – драма и катастрофа для какой-то части населения. Изменение климата — это риски и угрозы. Страна у нас огромная, и в разных регионах они выражены по-разному.
Вспомним бич этого лета – пожары из-за засухи.
Раз уж речь зашла о Норникеле: какие отечественные компании наносят наибольший вред окружающей среде?
– Я являюсь председателем управляющего совета Национальной Сети Глобального Договора. Это крупнейшая в мире инициатива, объединяющая ответственный бизнес. Надо сказать, в российской национальной сети глобального договора задействовано большинство крупного бизнеса, и постепенно втягивается малый и средний. Все наши участники так или иначе реализуют программы устойчивого развития. У каждого бизнеса свои особенности.
Концепция устойчивого развития — это состояние экономики человечества и образа жизни, в котором мы находимся в равновесии и перестаем жить в долг будущих поколений, не нарушая хрупкое природное равновесие. Говорить, что один бизнес это равновесие нарушает, а другой - нет было бы несправедливо.
Концептуально мы все должны измениться и перейти в новую парадигму. Самые сложные отрасли, конечно, добывающая промышленность. Там высокая степень травматизма на производстве, больше выбросов в окружающую среду.
Но давайте возьмем другой пример - ветряки, на которые сейчас все привыкли молиться. Углеродный след производства одного ветряка колоссальный. Опять же, они требуют производства алюминия. Без выплавки стали нельзя построить фундамент зеленого ветряка. Ветряк – не зеленый сам по себе, в его создании уже заложены риски для окружающей среды. И вызовы, которые будут решаться совместно. Ответственность за вред среде надо делить. Цель устойчивого развития - партнерство.
Если мы говорим о партнерстве, что может делать каждый человек прямо сейчас, чтобы снизить вред окружающей среде?
– Надо снижать темпы потребления. С текущей динамикой потребления мы скоро скатимся в очень темное будущее. Обратите внимание, как быстро мы привыкли пить воду из пластиковых бутылок. Я вырос в то время, когда их еще не было. Это же очень удобно! Взял с собой 0,5 литра. Потом еще 0,5 литра, и еще. Профессионалы скажут, что пластик перерабатывается. Это так. Но перерабатывается только 15% пластика. Кому мы оставляем остальное? Внукам, они должны будут что-то с этим делать.
В качестве примера: у меня с собой всегда раскладные стаканчики. Это жутко неудобно – их надо носить, мыть каждый раз. Но я сделал такой выбор. Кто захочет снизить вред окружающей среде, всегда найдет, что лично он сможет для этого сделать.
Фото: Norilsk Nickel Press Service / via Globallookpress.com