Мир вступает в информационное будущее, в котором ни одна работа, ни одна специальность не обойдется без информационных технологий. При этом возможности ИТ-сферы ограничены, если она оторвана от реальной жизни и реальных проблем. Декан факультета финансовой экономики МГИМО Евгений Погребняк в беседе с «ФедералПресс» рассказал, как гуманитарные и технические специальности зависят друг от друга.
Евгений Владимирович, добрый день! Расскажите, зачем нужна цифровая кафедра в гуманитарном вузе и какую роль информационные технологии играют в современном образовании?
— Надо сказать, что внедрение информационных технологий в сферу образования идет давно и довольно успешно. Сейчас мы находимся в той точке, в которой должны усилить результативность такой интеграции и сориентировать и студентов, и их будущих работодателей: а кого мы выпускаем, как мы это делаем? Выверить наши обучающие программы совместно и работодателями, и отраслевыми направлениями. Главное, решить: как мы работаем в новом технологическом мире, который для нас связан с уходом многих технологических компаний и активным развитием отечественных. В такой ситуации цифровые кафедры ведущих вузов выполняют важную роль, поскольку являются проводниками новой технологической повестки и в какой-то степени технологического суверенитета страны.
В чем заключается технологическая повестка?
— Смотрите, нам для активного развития информационных технологий нужны специалисты разных специальностей, с разным опытом. Нужны не только карьерные айтишники, которые со школы являются победителями математических олимпиад, со школы знают программирование и выросли до архитекторов систем. Нужны таланты, готовые составить костяк сферы разработки, но сама разработка выходит на решение социальных и экономических задач. Это сложные задачи в госуправлении, в решении социальных проблем. Решение комплексных проблем, которые находятся на грани социологии и информатики, требуют комплексных экспертов.
По сути нам нужны не инженеры от ИТ, а специалисты, которые исходят из отраслевых проблем?
— Не инженеры, которые делают гарантированно работающие вещи, а люди, готовые браться за сложные вопросы, решения которых на сегодняшний день не существует: из проблем человека и его непостоянства.
Задача цифровых кафедр в гуманитарном вузе – подготовить поколение профильных гуманитарных специалистов, которые понимают, как работают информационные технологии. Это профессии внутри ИТ-сферы: продуктологи, технические писатели, системные и бизнес-аналитики. Это не разработчики, это важные роли в современных ИТ-командах, без которых ИТ не может выпустить целевые продукты. Это люди, которые делают ИТ полезным обществу.
Какие проблемы гуманитарных дисциплин могут решаться с помощью информационных технологий?
— В первую очередь это анализ больших данных. В социологии, политологии это опросы, анкеты – все, что угодно. В любой дисциплине, гуманитарной или технической, это алгоритмизация – представление сложного путем создания простых и легко воспроизводимых вещей. Это и управление проектами, и госуправление, когда вы можете разложить действие на составляющие, понять, какие данные или действия нужны на входе и выходе процесса. Нельзя написать программу, которая взяла данные и выдала результат, если у нас нет дальнейшего управляющего воздействия и понимания, зачем эти данные нам впоследствии будут нужны.
В таком случае стирается разница между гуманитарными и математическими дисциплинами. Насколько хорошо гуманитарии понимают прикладную математику?
— Эта калька, этот шаблон про математиков и гуманитариев, физиков и лириков известен очень давно, но так же давно он себя изжил. У нас есть примеры, когда гуманитарий показывает блестящие результаты в ИТ, совершенно неожиданные для нас, которые предлагают новые идеи и решения. И наоборот, когда после нескольких лет карьеры технические специалисты понимают, что не все задачи можно решить строго техническими способами, что им требуется понимание психологии, социологии, менеджмента на более высоком уровне. Они понимают предел развития технических систем и понимают, что информационные технологии должны развиваться вместе с социальными и управленческими системами.
Грань между техническими и гуманитарными дисциплинами стирается, но специализация все равно есть. Люди, инвестирующие в специальные технические навыки, в разработку, в языки программирования, добились экспертизы в своей области. Гуманитарии тоже делают свои инвестиции времени и сил. Способ подружить эти направления – это дать более разнообразный опыт в начале пути. Чтобы люди могли лучше понимать своих партнеров по команде и получили собственный опыт, что у них лучше получается. Можно и в начале своей карьеры решить стать программистом, но, возможно, есть и другие вещи, в которых ты хорошо разбираешься. Или получишь навыки, не связанные с программированием, которые понадобятся через много лет.
Если мы говорим о необходимости соединить специалистов разных областей, для этого есть профессиональные менеджеры и управленцы. Зачем они тогда нужны?
— Менеджеры и управленцы не падают сверху на техников и гуманитарных специалистов. Это кто-то из одних или других, кто смог расширить свои знания и стать лидером. Кто разобрался в вопросе, зачем этот продукт нужен и как его можно продвинуть, и кто смог наладить коммуникацию внутри команды. Это важное лидерство в командах, которое часто не иерархическое, а просто освоение новой ступени, когда ты не просто идешь по лестнице IT-специализации, но и понимаешь, что происходит на соседних лестницах. Это и есть построение собственной карьеры.
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / globallookpress.com
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»