Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Декан МГИМО Погребняк: «Готовность и навык создавать новые продукты выделит студента на рынке труда»

Декан факультета финансовой экономики МГИМО Евгений Погребняк.
Для российских вузов сейчас хороший период, чтобы внедрить новые образовательные программы

В МГИМО студенты и выпускники занимаются развитием стартапов с интегрированными цифровыми технологиями. Новым подходам, в частности, обучают на специально созданной цифровой кафедре, где есть четыре направления – «Создание IT-продуктов», «Анализ данных и управление на основе данных», «Управление цифровой трансформацией», «Цифровой маркетинг и медиа». Подробности о развитии цифровой компоненты в образовании рассказал декан факультета финансовой экономики МГИМО Евгений Погребняк.

Цифровые компетенции выделят выпускника на рынке труда

Насколько сегодня востребовано цифровое образование?

— Цифровые компетенции востребованы. Это подтверждается и количеством вакансий, и сформировавшимся отношением абитуриентов. Современный студент приходит в вуз за конкретной специальностью плюс за цифровыми навыками. Что может выделять выпускника на рынке труда – готовность и навык создавать новые продукты и цифровые проекты, в виде своего стартапа или подразделения крупной компании. Это новая задача, чтобы ее решить потребовалось разработать новые формы обучения и создать новые образовательные продукты, в том числе с привлечением цифровых партнеров. Мы успешно комбинируем сильные стороны классического университета и новые подходы – даем цифровые компетенции в дополнение к основному направлению, которое выбрал до этого учащийся.

Какие программы доступны для учащихся цифровой кафедры вашего университета?

— В этом году студенты цифровой кафедры МГИМО выбирали из четырех программ дополнительного образования: «Создание ИТ-продуктов», «Анализ данных и управление на основе данных», «Управление цифровой трансформацией», «Цифровой маркетинг и медиа». Общее во всех программах – это обязательный базис по программированию на одном из самых востребованных и доступных языков – Python, плюс вторая, профилирующая цифровая компетенция на программе – управление продуктом, язык SQL, стандарты управления цифровыми услугами, набор компетенций по цифровым медиа. Проект реализуется в рамках масштабной программы государственной поддержки вузов «Приоритет 2030».

IT в России развивается, несмотря на уход западных компаний

На ваш взгляд, какое влияние оказал выход с российского рынка международных IT-компаний?

— Несмотря на уход ряда крупных игроков с рынка, IT в России развивается, освободившиеся ниши займут другие компании с новыми продуктами. Для российских вузов и крупных IT-игроков сейчас хороший период, чтобы внедрить новые образовательные программы и нарастить объемы своего участия в создании таких продуктов.

При этом рынок цифрового образования несколько перегрет. Его отличительные черты: слишком большие обещания и существенный процент выбывания до окончания курса, часто – несоответствие результата ожиданиям. Многие организации обещают ученику, что он станет высокооплачиваемым специалистом за несколько месяцев, а если нет, то это его вина. Мы же даем студенту навыки самому строить карьерную траекторию, выбирать скорость ее прохождения и индивидуальные треки.

На базе наших цифровых партнеров студент может воспользоваться самой передовой аппаратной, программной и методологической базой, попробовать себя фактически внутри IT-компании и в будущем быстро адаптироваться к требованиям конкретного места работы.

В этом году заявки на обучение в рамках программ цифровой кафедры МГИМО подали 1264 человека, 722 студента были приняты и уже приступили к обучению. В следующем учебном году мы планируем подготовить уже 1100 специалистов в сфере IT, что позволит к 2024 году обеспечить не менее 35 % выпускников МГИМО цифровыми компетенциями по линии цифровой кафедры. Мы видим устойчивый рост спроса на цифровые компетенции со стороны абитуриентов, этот спрос будет удовлетворяться текущими и новыми, более индивидуальными программами.

Востребованы ли ИТ-компетенции у гуманитариев?

— В IT востребованы гуманитарии, и это достаточно большое направление работы, о котором не так часто говорят. Например, продукт-менеджер. Его задача – создавать новые продукты и сервисы, которые нужны потребителям. Стек технологий известен, а что за продукт и что и как он будет делать, что даст конкретному пользователю, остается неясным и требует особых навыков работы – проверки продуктовых гипотез, быстрого прототипирования, снятия обратной связи, оценки юнит-экономики.

В каких современных профессиях сочетание цифровых и гуманитарных технологий наиболее актуально?

— В IT-индустрии продукт-менеджер выполняет важную связующую роль между бизнесом и технологиями и является ключевой фигурой в стартапах и быстрорастущих компаниях. Мы готовим из на программе «Создание ИТ-продукта».

Следующее направление – это анализ данных. Иногда мы почти верим, что «нейронка все посчитает», но нейросеть ничего не сделает, если мы не дадим ей корректные входные данные, а главное – не будем понимать, как использовать результат. На практике внедрение анализа данных в компаниях требует перестройки бизнес-процессов, системы принятия решений, сфер ответственности, управления риском, системы вознаграждений. Это управленческие, а не только технологические решения. Мы хотим, чтобы наши ученики были готовы такие решения принимать и обосновывать.

В любой крупной компании информационные технологии – это регламенты, процедуры, работа, которую нужно делать в большом масштабе. Реализуя практико-ориентированный подход, мы предлагаем программу изучения лучших методик управления ИТ внутри корпораций в рамках программы «Управление цифровой трансформацией». Здесь же студенты проходят подготовку в области планирования и реализации стратегий, а также осваивают навыки разработки и совершенствования подходов цифровизации бизнеса.

Наконец, поколение зумеров традиционно выбирает социальные сети и иные цифровые форматы, так называемые «новые медиа», в качестве основного источника информации. Среди них мы видим особенный интерес к программе «Цифровой маркетинг и медиа». Для многих ребят это была программа с описанием, наиболее близко соответствующим их повседневному цифровому опыту. Но и здесь, как на любой программе цифровых кафедр, также осваивают программирование.

МГИМО совместно с партнерами помогают студентам в развитии международных проектов

Какую роль в процессе приобретения цифровых компетенций играют партнеры?

— Новые партнерства – гарантия качества программ. Студенты цифровых кафедр проходят независимый ассесмент со стороны Иннополиса. Тестирование идет как на входе, так и в середине и в конце программы. Иннополис также способствует обмену лучшей практикой обучения между вузами благодаря формируемой базу курсов, обучению преподавателей, конференциям и семинаров для участников цифровых кафедр. В свою очередь, партнеры из Сбера обеспечивают нас передовой информационной инфраструктурой на базе учебного центра Школы 21 и оказывают поддержку в изучении языков программирования С, Python, SQL.

В области предпринимательских инициатив в цифровой сфере, для поддержки студентов, которые развивают стартапы российских и международных проектов, мы совместно с партнером Startech.vc проводим бесплатную трехмесячную акселерационную программу MGIMO Ventures. В рамках последней программы за три месяца работы над проектами было проведено 228 индивидуальных встреч с трекерами и 30 в формате мастермайнд, 10 образовательных вебинаров и 180 консультаций с отраслевыми экспертами. К сентябрю 2022 года участники акселератора запустили 40 пилотов, и еще 21 находился на стадии обсуждения. При этом 6 проектов привлекли инвестиции на сумму более чем 30 миллионов рублей, а продажи составили порядка 10 миллионов рублей. В сентябре уже статровала следующая волна MGIMO Ventures – преакселератор, куда ребята приходят с проектами на стадии идей и формирования команды, где мы из 110 заявок выбрали 25 лучших. Это проекты до конца года также пройдут программу обучения и трекерского сопровождения.

Мы внимательно следим за наиболее прогрессивными идеями и способами работами и готовы оказывать поддержку нашим студентам и партнерам в их инновационных проектах, особенно когда в рамках нашей учебной и научной деятельности мы можем четко отследить вклад в реальный сектор экономики – создании и заполнении квалифицированных рабочих мест и новой технологичной продукции и сервисах.

Фото: пресс-служба МГИМО

Сюжет по этой теме
9 декабря 2022, 10:46

Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.