Сразу пять регионов Дальнего Востока в новом году будут выбирать губернаторов. В некоторых при этом пройдут и местные выборы. На каких выборах сложится «фулл хаус», где ждать сюрпризов, а где – смены руководства, «ФедералПресс» рассказал политолог, эксперт по внутренней политике, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков.
В этом году на Дальнем Востоке сразу несколько регионов будет выбирать губернаторов. Это Приморье, Якутия, Амурская область, Магаданская, Чукотка. За какими советуете следить особенно пристально? Почему?
— Мне кажется, наиболее интересное будет в Якутии, потому что там выбирают всех от Ил Дархана (глава республики) до городской думы, также еще, по-моему, не убрали прямые выборы мэра Якутска. Так что там будет «фулл хаус». Выборы будут конкурентными, так как у «Единой России» низкие рейтинги, и внешние сильные игроки вроде Сарданы Авксентьевой из «Новых людей». Поэтому в Якутии ожидаются самые ожесточенные и конкурентные выборы.
Второй по интересу регион – это Приморье. Тоже традиционно конкурентный регион: много ресурсных игроков. Здесь традиционно интересно, тем более, не понятно, что с Кожемяко: остается или нет. Ходят слухи о его возможном переходе на федеральную должность. Поэтому Приморье – тоже интересный регион.
Амурская область, Магаданская, несомненно, тяжелые выборы будут: это депрессивные регионы, масса проблем. Но при этом нет особой альтернативы имеющейся власти, прежде всего губернаторской. Поэтому средний уровень мониторинга: возможны какие-то эксцессы на местах. Хотя вряд ли возможны какие-то подвижки. Но интересна сама повестка: Магадан – очень тяжелый регион, особенно город: уезжают люди постепенно, сокращается численность населения, так что он может стать поселком по прогнозам оттока населения к 2030 году, если это не остановить.
Ну, и наименее, наверное, интересна Чукотка: если Копин будет выдан в губернаторы, это будет его четвертый срок. В общем-то, следить особо незачем, поэтому Чукотка завершает этот топ.
В этой пятерке регионов есть те, которые без сюрпризов, почти точно останутся со своими главами?
— Я думаю, что, кроме вопроса по Кожемяко, который может куда-то уйти на федеральную должность, что теоретически возможно, все остальные, скорее всего, сохранят свой пост.
Но, опять-таки, Роман Копин. Будет очередной срок или нет, это уже все-таки перебор. Но, скорее всего, в нынешней конфигурации власти все-таки сохранит свой пост. Поэтому я бы сделал ставку на то, что в принципе все пятеро останутся и ничего не поменяется.
Каким регионам можно готовиться к смене руководства? Это будет запланированная смена или может случайно победить оппозиция?
— Я бы здесь именно среди дальневосточных регионов не выделял бы ни одного. Мне кажется, предпосылок на смену руководства в общем-то нет. Как их нет, в том числе, в Сибири.
Вообще, на выборах 2023 года будет чисто консервативный сценарий. Поэтому есть небольшой пул губернаторов, которые все-таки могут быть сменены, – по всей России.
Отдельно хочется поговорить о столичном регионе – Приморском крае. Прошлые губернаторские выборы прошли громко, к этим, кажется, готовились за год-полтора. Вся оппозиция в СИЗО. Ждем сюрпризов? Как от оппозиции, так и от самого Кожемяко?
— Да, Приморье действительно достаточно жестко потрепали. Но есть те силы, которые будут противостоять официальным.
Но, прежде всего, здесь есть некое разочарование от того, что Приморьем все руководили. И Кожемяко – это последний оплот сильного местного лидера. И на его долю выпали непростые годы управления, поэтому есть определенная разочарованность в разного рода проектах: в этих дальневосточных гектарах, приходе инвестиций. Потому что все они прошли мимо людей: зарплаты не выросли, рабочих мест больше не стало. Плюс вдохновляет успех соседнего Хабаровского края, где ЛДПР удалось сделать революцию: вместо «Единой России» насадить власть ЛДПР.
Поэтому возможно, что в Приморье ЛДПР тоже на этих выборах немножечко усилится. Несмотря на то, что в целом тренд, конечно, дан на закат партии. И в Хабаровске, наоборот, идет отток от ЛДПР из-за разочарования политикой Дегтярева.
Но, все-таки, это другой регион, поэтому возможна такая накачка ЛДПР. Возможна также накачка партии «Новые люди»: у них известный кандидат Роза Чемерис, депутат Госдумы. Могут быть интересные ситуации.
Ну, и КПРФ все-таки на прошлых выборах имел шанс выиграть выборы у Тарасенко. И этот засчитанный слив непонятно, как отразится на кампании этого года. Плюс есть элиты и бизнес-элиты, которые стоят за политикой и могут себя в этот раз хорошо проявить. Потому что после СВО, после падения уровня жизни есть явный запрос на перемены.
Если говорить о кампаниях в целом, в текущих условиях будет тихое голосование или громкие события, миллиардные вливания из бюджетов, как было раньше?
— Нет, я не думаю, что будут какие-то громкие компании и миллиардные бюджеты, как это было раньше. Но есть и точечные истории. Например, в городе Екатеринбург выборы в гордуму будут традиционно конкурентными, и цена одного мандата будет в среднем стоить 30-50 миллионов рублей. Это в среднем, на некоторых игроках гораздо выше.
Но при этом в ряде регионов, скорее, наоборот: поскольку раньше большие деньги вкладывали не столько в статус, сколько в возможность обладать ресурсами. И сегодня эти ресурсы стремительно сужаются, и мы видим, что ни губернаторские, ни депутатские должности не окупают вложений, как раньше. Поэтому, если у людей есть какая-то понятная стратегия по работе с регионом, тогда да – возможны крупные бюджеты.
Вот на Дальнем Востоке такие стратегии возможны в том же Приморье, в той же Якутии, но в меньшей степени: там все-таки, несмотря на «Алросу», которая есть в регионе, это все-таки больше федеральная история. А борьба за городские службы и прочее все-таки не стоит больших денег.
Вот поэтому громкие события могут быть на фоне общей политизации и тревожности населения: возможно, что кампании затронут какие-то сложные темы, и это может возыметь какой-то шумный эффект.
До сентября 2023 года времени много, а губернаторских отставок в России не было давно. Как считаете, кому из дальневосточников можно готовиться к переезду?
— Нет, не думаю, что на Дальнем Востоке возможны какие-то отставки. Возможно, после этого года замены возможны, но я не хочу их называть, поскольку практически у всех по консервативному сценарию нет никаких шансов на отставки.
Так что Дальний Восток, как ни странно, я думаю, трогать как раз не рискуют. Но есть какие-то губернаторы, которые могут уйти. Например, Кожемяко – на федеральную должность. Как будут дела у Дегтярева в Хабаровске – тоже вопрос открытый.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
2023 год: что ждет Россию