Как жили коми и карелы – коренные народы Русского Севера? Какими обладали историческими и культурными особенностями? Как изменилась жизнь этих народов при Петре I? Что нужно, чтобы сделать эти территории привлекательными для туристов? Об этом «ФедералПресс» поговорил с кандидатом исторических наук, доцентом, старшим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Никитой Башниным. Он ведет работу с историческими документами в рамках проекта Российского научного фонда (РНФ № 20-78-10060) о монастырском и церковном строительстве в XV–XVII веках.
Никита Викторович, расскажите нашим читателям, что означает понятие «Русский Север».
— «Русский Север» – это понятие связано с территорией прежде всего Вологодской и Архангельской областей и тем, что с XI века началась колонизация этих территорий славянами из Новгорода. В научной литературе понятие «Русский Север» характерно для конца XIX–XX века. Оно синонимично понятию «Поморье». Существуют разные точки зрения, но «Русский Север», «Поморье» и иногда «Европейский Север» – это три таких синонимичных понятия.
Если мы берем географические рамки, то на западе это Онежское озеро, на севере – побережье Белого моря, территория современного Архангельска. На юге это где-то район Вологды и на востоке это район Вятки. Эта огромная территория, которая именуется «Русский Север», или «Поморье». В более узком смысле – это та территория, которая идет к северу от Вологды до Архангельска.
Почему вас заинтересовала для исследования именно эта территория?
— Здесь есть несколько важных моментов, связанных с исторической наукой. На Русском Севере – это черносошный Север, где проживали черносошные крестьяне. Они были лично свободные. Они никогда не имели крепостной зависимости, в отличие от остальной части русского государства. Важно, что они были грамотные. Они в течение многих поколений имели библиотеки, сохраняли документы. Это один аспект.
Второй аспект – это так называемая Северная Фиваида. В XIX веке выходит книга путешественника и паломника Андрея Николаевича Муравьева «Русская Фиваида на Севере». Он проехался по Русскому Северу и увидел, какое большое количество монастырей здесь возникло. Большинство из них в XV–XVI веках и стали широко известны: Кирилло-Белозерский, Спасо-Каменный, Антониево-Сийский и Соловецкий. Их наследие характеризуется высоким уровнем делопроизводства, большим количеством документации. Мы можем проследить очень многие черты той эпохи, отношения между людьми, конфликты. Здесь для историка огромное поле для осмысления.
Третий момент, что здесь происходило становление взаимоотношений между народами, населявшими Север, – финно-угорскими народами, народами Крайнего Севера и славянами. Это тоже интересно.
Коренное население Русского Севера представлено четырьмя родственными народами: коми, карелами, вепсами и саамами. Вы изучали жизнь коми и карелов. Как коми и карелы появились на этой территории?
— Скорее затрагивал историю их взаимоотношения с русскими крестьянами. Коми жили изначально на северных территориях со своим укладом и бытом. Потом, с приходом славянских племен, происходит постепенная христианизация и становление торговых отношений. Это происходит в период с XI по XV век.
Карелы – это коренной народ северо-запада. Они проживали между Ладожским и Онежским озерами. Если мы вспомним про земли Господина Великого Новгорода (Новгородская Республика), то это так называемая Корельская земля в Приладожье – территории, куда приходили новгородцы и происходила христианизация и становление отношений, когда собирали дань, и становление торговых связей.
Какими основными промыслами занимались коми и карелы?
— Охота и рыболовство. А славяне приносят на эти земли железо более высокого качества. Это принципиально важно. Орудия труда, быта и оружие становятся железными и у коренных народов. Как пишут археологии, в XII–XIV вв. железо одержало победу. Это облегчает быт, они переходят на более высокий уровень культуры: появляется письменность и начинает фиксироваться история этих народов в русских документах.
Какие культурные и исторические особенности жизни на Русском Севере вы бы выделили у этих народов в царской России?
— Это сохранение традиционных ремесел, бытовых традиций. Исчезновение бытовых традиций не произошло. И в Карелии сохраняют карельский язык, в Республике Коми есть национальный язык и есть национальные поэты, пишущие на языке коми.
Сохраняются особенности, связанные с охотой. До нынешнего времени в лесах Севера есть промысловые участки, которые передаются от отца к сыну в течение многих столетий. И сейчас тоже это есть. Богатство Севера – пушнина («мягкая рухлядь»).
Есть какие-то ключевые события, которые повлияли на их жизнь на этой территории?
– Наверное, принятие христианства. Яркий пример – это коми, которые приняли христианство достаточно быстро. Процесс христианизации растянулся примерно на столетие – начался со Стефана Пермского (в 1383 г. возникла Пермская епархия) и продолжался до Ивана III, до 1490-х гг. Это важно, потому что связано с языком, с появлением письменности, с фиксацией в исторических документах истории народа. XVII веке после наступления шведов на земли карелов часть из них переселилась в Тверской и Вологодский уезды. А дальше то, что связано с Петром I, потому что Архангельск и Русский Север отчасти теряют свое значение после реформ Петра и появления Санкт-Петербурга.
Как Русский Север жил во времена Петра I? Изменилась ли жизнь коренных народов в этот период?
– И русское население, и коренные народы Севера в петровскую эпоху почувствовали усиление налогового пресса. Многократно был усилен сбор налогов, более жестко их собирали. Это было связано с Северной войной и необходимостью пополнения казны. Также появляется рекрутская повинность, когда крестьян забирали на службу в армию. Усиление сбора налогов приводит к тому, что в 1720-х годах начинается запустение. Население бежит, уходит в Сибирь, расходится по лесам, реагируя на чрезмерный налоговый пресс и рекрутскую повинность.
Какие характерные черты народов Севера вы можете отметить?
— Это, безусловно, стойкость, упорство в достижении своих целей, мужественность. Постоянная борьба с природой воспитывает северный, что ли, закаленный характер, а также содружество с природой и ее понимание. Именно поморы и коми во многом освоили Сибирь. У меня есть документы XVII века, когда отец и сын из Усть-Выми встречаются в Сибири за 4 тысячи километров от дома.
Влюбиться в Русский Север легко, а как выжить в таких сложных климатических условиях?
— Здесь поможет от банального, правильной одежды, до изменения рациона питания. Если мы посмотрим на северные народы, то это прежде всего те же олени: оленья кровь, оленье мясо, молоко. Также это рыба – треска, палтус и красная рыба, которая содержит витамины и микроэлементы, помогающие пережить холод и полярную ночь.
Если говорить об устройстве жилища, то в Центральной России мы нигде не увидим таких огромных домов, которые, с одной стороны, показывают свободу и возможности человека на Севере, а с другой – эти дома строились так из-за природных условий. Все должно быть под одной крышей: спальня, кухня, хозяйственное помещение и скотина, потому что зима долгая и это такой большой комплекс под одной крышей.
Сейчас власти арктических регионов максимально широко популяризируют тему уникальности данных мест. Как вы считаете, чего не хватает в этой работе?
— Не хватает внимания к той богатой культуре, которая была на Севере. Нужно сохранять памятники культуры различного происхождения, связанные с язычеством, с христианством, с географическими особенностями. В начале XX века было около 120 церквей-тройников, а сейчас, в XXI веке, их осталось меньше 10. Мы теряем культурное своеобразие. Многое сделано, например, в Кенозерье и Мезени, но этого недостаточно.
А если говорить о туризме, как эти территории сделать более привлекательными?
— Я периодически бываю на Севере. Не хватает самого простого – туалетов и дорог. Ну и разработанных туристических маршрутов и транспортной доступности. Нужна легкая, малая авиация. Не хватает понятных, четких культурных программ, связанных с центрами притяжения, как с известными, так и с новыми объектами. Может быть, нужны яркие бренды типа вологодского масла, архангельской одежды «Доска Треска», и должны быть выстроены отношения туристического бизнеса с вузами, научным сообществом, культурой: с местными музеями, с домами культурами. И [нужно] вовлекать местное население в эту индустрию.
Если у коренных народов Севера, у поморов, будут такие ориентиры и центры притяжения, тогда вокруг них может формироваться инфраструктура, начиная от туристической и заканчивая научной, связанной не только с историей, но и с географией и биологией.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / Globallookpress.com, РИА Новости / Михаил Метцель, Gennadii Khameliyanin / Russian Look / Globallookpress.com