В последнее время в приморских СМИ и пабликах все чаще стала появляться информация о подростковой жестокости. Драки между детьми происходят не только в школах, но и на улице. Какая работа ведется с обидчиками и почему конфликтов между школьниками стало больше, в интервью «ФедералПресс» рассказала министр образования Приморского края Эльвира Шамонова.
Почему в Приморье стало так много школьных драк и жалоб на буллинг?
— Буллинг отличается от любой травли своей длительностью взаимодействия между детьми. Очень редко бывает между ребенком и взрослым.
Об истоках травли много научных работ, но она была, есть и будет, это нужно понимать. Это всегда история о взаимоотношениях и асоциализации.
Я в образовании работаю уже 30 лет и обратила внимание, что всегда можно вычислить детей, которые не посещали детские сады. Они более обидчивы, больше обращают внимания на те пустяки, которые не замечают другие дети. Дети получают «прививку от обиды», проживая в коллективе – в детском саду.
Сегодня, по статистике, между детьми от 3 до 6 лет происходит всего 2 % конфликтов. Ребята с детского возраста понимают, что если обидел ты, то значит, могут обидеть и тебя. Но в совсем маленьком возрасте это происходит не так болезненно психологически.
В дальнейшем картина складывается уже по-другому: дети от 7 до 10 лет конфликтуют чаще – 10 % ссор приходится именно на эту группу. А дети с 11 до 15 лет – 15 %. Дальше вся эта история практически сводится к нулю.
Поэтому сказать, что Приморский край отличается чем-то от России, нельзя. Мы сейчас прекрасно понимаем, что у нас идет предвыборная история, и любой конфликт между детьми сейчас вытаскивается на поверхность.
Могу сказать однозначно, отработав 30 лет в школе: у детей случился конфликт сегодня, а завтра они уже о нем забыли, а родители помнят и именно они являются зачинщиками продолжения конфликтов.
— Министерство все случаи берет на контроль и проводит работу в школах, где выявлены случаи травли. Совместно с управлением образования муниципалитета проводим комплексную работу с обязательным привлечением психологов.
По этому случаю хотелось бы уточнить, что избиение в течение часа подтверждено не было. Информация по случаю часового избиения девочки исходит от мамы. В настоящее время обстоятельства произошедшего конфликта между учащимися устанавливаются, следственный комитет проводит проверку.
Как могла сложиться такая ситуация, в которой ребенка продолжительное время травят в школе, мама пишет письма и обращается к руководству, но ничего не меняется? Почему не были приняты меры?
— Меры были приняты. Однако мер, принятых со стороны администрации школы, оказалось недостаточно. Все сотрудники школы и управления образования, которые участвовали в принятии мер реагирования на первое обращение мамы девочки, привлечены к административной ответственности.
По словам мамы пострадавшей девочки из школы в Трудовом, ее дочь час избивали в школьном туалете в учебное время. Как так получилось, что учителя не заметили отсутствие детей на уроках?
— Одноклассницы девочек, участвующих в травле ученицы в туалете, сообщили учителю, что отсутствующие находятся у завуча. Сами крики из туалета не были слышны.
Дети, которые участвовали в драке, продолжают посещать школу?
— Да, они посещают школу, но с ними проводится профилактическая работа.
Расскажите о работе с этими подростками.
— С учениками, которые совершают нападения на других детей, неважно – физическое это насилие или психологическое, умышленно травят других детей, просто необходимо проводить профилактические работы.
Чем отличается конфликт от буллинга? В буллинге идет умышленная травля, и это осознанное поведение. С этими учениками проводится работа, их ставят на внутришкольный учет, и с ними ведется работа по коррекции агрессивного поведения.
Кто проводит данную работу?
— Эту работу может проводить педагог-психолог. Если такого сотрудника нет, тогда на помощь приходят психолого-педагогико-медицинские центры. Во Владивостоке этот центр находится на Толстого, 54. Также у нас есть ППМС центр в Институте развития образования, который проводит консультации в разных территориях края.
Если у ребенка есть какие-то серьезные нарушения в рамках медицинских показателей, тогда консилиум рекомендует родителям обратиться в медицинскую систему и получить полноценные консультации специалиста, например, невролога.
Чтобы ситуация со школьным буллингом не доходила до страшных ЧП с драками или стрельбой, нужно принимать меры на начальном этапе. Есть ли список обязательных требований для учителей и классных руководителей, что они обязаны делать?
— Алгоритм действия с точки зрения коррекции буллинга расписан для всех сотрудников образовательного учреждения, включая охрану, библиотекаря, сотрудника столовой, и принцип включенности равно такой же, как принцип скорой помощи во время ДТП. Необходимо незамедлительное включение взрослых, если они видят, что к ребенку применяется физическое насилие.
В первую очередь занимаются пострадавшим, и о произошедшем классный руководитель немедленно сообщает директору как юридическому ответственному лицу.
Экстренно собирается консилиум, где рассматривают причину возникновения буллинга, встречаются с пострадавшим ребенком, а также другими участниками конфликта, кто совершал насилие. Это глубокая многосторонняя работа не одного дня.
Кто входит в консилиум?
— Консилиум собирает классного руководителя, председателя совета профилактики, педагога или взрослого из числа тех, кто видел происходящее. Ведет консилиум заместитель директора по воспитательной работе.
В рамках этой работы рассматриваются образовательные планы класса и школы, программы воспитания в рамках модуля профилактики безопасности, определяются слабые звенья в воспитательной работе и ведется корректировка плана.
В образовательных организациях Приморского края используется комплекс методических материалов, направленных на выявление лиц с отклоняющимся и девиантным поведением.
Что будет сделано в школах Приморья, чтобы подобных ситуаций не было?
— Министерство в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности подведомственных учреждений и муниципальных образовательных учреждений Приморского края в вопросах деструктивных и противоправных действий среди несовершеннолетних. Одним из основным межведомственных документов в сфере противодействия распространению буллинга в школах и молодежной среде является «Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику буллинга в общеобразовательных и специальных учреждениях Приморского края», разработанный правительством, Следственным комитетом и МВД. Стоит подчеркнуть, что наш регион – один из немногих, где реализуются подобные специализированные межведомственные документы.
Для профилактики буллинга привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения. Важную роль в воспитании подростков играет организация «Российское движение школьников».
Отдельное внимание уделяется и поддержке повышения квалификации специалистов. Так, в октябре 2022 года на базе Дальневосточного юридического института университета прокуратуры прошел межрегиональный практико-ориентированный семинар «Безопасное детство», в рамках которого были представлены эффективные механизмы выявления, предупреждения и устранения причин и условий, способствующих формированию детско-подростковых девиаций с учетом современных исследований и успешной практики профилактической работы, а также разработан механизм межведомственного подхода к обеспечению комплексной безопасности детей, соблюдения прав и законных интересов детей.
Задача сегодня состоит в том, чтобы все педагогические коллективы овладели современными методами и подходами воспитания. И тогда, даже если внутри детского коллектива возникает какой-то конфликт, его быстро стараются урегулировать.
Сейчас из наиболее эффективных механизмов, которые применяются в школах, – создание служб примирения, куда входят психологи и педагоги, а также учащиеся. Буллинг – это как раз та тема и тот формат затяжных конфликтов, которые рассматриваются в службе примирения.
Если говорить о том, что проводит министерство образования, то тогда стоит сказать о совместной работе с Институтом развития образования Приморья. Здесь проводится системное обучение, и практически все сотрудники служб школьной медиации такое обучение прошли в течение пяти лет. Только в 2022 году обучение у основателя школьных служб примирения пошли 176 педагогов. В Приморье приезжал Антон Юрьевич Коновалов, который по три дня обучал практикам работы с буллингом или глубоким конфликтом.
Также в этом году Институт развития образования Приморья разработал программу «Антикризисная команда школы», основная задача которой – формирование навыков работы с кризисными ситуациями. В частности, это ситуации буллинга, самоповреждающего и суицидального поведения и наркогенности детей и подростков.
Министерство привлекает к работе и специалистов из других ведомств. В 2023 году мы запустили региональный проект «ЗОНТ», который включает в себя профилактику насилия и травли среди учащихся. В этом году в 10 школах Владивостока и 4 школах Артема проект пройдет апробацию. В дальнейшем он будет реализован со всех образовательных учреждениях края.
В 2023 году мы также проведем семинары и лекции с учителями, направленные на выявление в школах троллинга, моббинга и буллинга среди подростков, профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Все мероприятия, которые нами проводятся, ориентированы на три направления: педагогическое сообщество, родительское сообщество и работа с учащимися.
Дайте совет родителям, дети которых также подвергаются буллингу от одноклассников в школе. Куда писать жалобы и что обязана сделать школа?
— У меня есть просьба: больше общайтесь со своими детьми, ведь часто можно предотвратить ситуацию в самом начале зарождающейся травли и конфликта. Главное – уметь слушать и слышать друг друга.
В настоящее время травля может носить скрытый характер и сегодня начало травли зачастую можно обнаружить в социальных сетях. Родителям необходимо отслеживать общение ребенка в интернете.
Также в стенах каждой школы размещен номер Всероссийского детского телефона доверия, телефона Кризисного адаптационного центра «Мир ребенка», телефон муниципального бюджетного учреждения «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Владивостока». В центр могут обратиться родители и педагоги в рабочее время по номеру: 8 (800) 101-37-89.
Фото: ФедералПресс/Ольга Юшкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»