Марийцы – финно-угорский народ в России. Большая часть из них проживает в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан. Они сохранили свои культуру, язык и даже религию. О том, чем занимались марийцы на протяжении многих веков, что такое профессия лашмана и почему она была так популярна, что представляет собой марийская религия и какие обряды проводятся до сих пор, «ФедералПресс» поговорил с экскурсоводом, краеведом и знатоком марийской культуры Галиной Буяковой.
Расскажите, откуда возникли марийцы?
— Легенды гласят, что между Волгой и Уралом жили племена финно-угров. В первом тысячелетии нашей эры, когда началось великое переселение, началось движение, часть племени осталась на территории между Волгой и Уралом, и вот так образовались марийцы.
Чем их привлекла эта территория?
— Первые люди появились на территории Марийского края 27 тысяч лет назад, и они шли за мамонтами. Вообще, если говорить о марийцах, в их менталитете скрытность – они охотники, они не вступали в бой, а больше прятались в болотах и лесах. Их привлекло то, что здесь много рек и лесов. Марийская низменность очень большая.
Как они заселяли эту территорию?
— Первые люди появились на территории современного Горномарийского района на правом берегу Волги, потом потихоньку шли по рекам зимой и заселяли более северные районы до территории современной Кировской области.
Какие у них были основные занятия?
— Занимались бортничеством (сбор меда), охотой, а позже земледелием. Они охотились на всю птицу, кроме лебедей. Лебедь считался священным. Надо сказать, что все народы финно-угорской группы на лебедей не охотятся. Затем охотились на животных – лосей, медведей, барсуков, куниц. В частности, налог-ясак платили куницами и белками.
В XVIII–XIX веках уже начинается добыча леса для лесных ярмарок. Была такая профессия – лашман. Это люди, которые заготавливали лес зимой в любую погоду и потом его сплавляли по малым рекам сюда, на Волгу. На правом берегу Волги было очень распространено производство корзин – делали профессионально и выставляли работы на всевозможных ярмарках в Нижегородской и Казанской губерниях.
Корзины плели из лозы всю зиму целыми семьями. Заготавливали их весной и ранним летом. В основном делали картофельные и бельевые корзины, для грибов, для хранения вещей, сундуки и баулы. Плетеного было много всего.
Еще были чаломкинские цепочки, это было характерно для деревни Чаломкино в Горномарийском районе. Это цепочки из дешевого серебра, которое, видимо, покупалось на ярмарке в Нижегородской губернии. Их использовали как женские украшения.
Профессия лашмана была очень популярной среди марийцев?
— Рек было много, и леса нужно было много заготавливать, поэтому были нужны люди. Лес по малым рекам спускали в окрестности Козьмодемьянска, а дальше он шел до Каспийского моря вниз, а вверх по рекам и каналам – аж до Германии. В основном это была корабельная сосна.
Что представляет собой марийская религия?
— Вероисповеданием было язычество. Долгое время, да и сейчас, многие марийцы поклоняются силам природы. Прежде чем идти в лес и рубить дерево, до сих пор они просят прощения за то, что вынуждены рубить лес, и рассказывают духу леса, что будут делать из этого срубленного дерева.
Пантеон богов очень большой, главный бог – это Ош кугу Юмо – Белый большой бог, есть богиня мать – Юмо Ава и очень много всевозможных божеств. Когда в 1552 году Иван Грозный покорил Казанское ханство, то весь марийский народ заставляли принимать новую веру – христианство – и отказываться от родного языка. Поэтому официально люди ходили в церковь, но дома справляли старинные обряды: хоронили по старинке, свадьбы играли по старинке. Было двоеверие: и христианские обряды исполняли, и свои. Эта религия распространена до сих пор.
Поклонение силам природы происходило в священной роще Ото. Церемонию проводит карт (жрец). В священную рощу до сих пор нельзя ходить, мы не заходим в священные рощи без великой нужды, только на моления. Накануне нужно было истопить баню, помыться, надеть чистую рубаху и идти на жертвоприношение. Если жертва была для Богини-матери Земли, то это была черная корова, если Всемирское моление – всем миром молятся, то могла быть лошадь, а если семейное моление, то утка или гусь.
Как происходит такой обряд?
— Карт читает молитву, затем брызгает водой на лошадь, если лошадь беспокоится, то считается, что Юмо Ава принимает эту лошадь. Она закалывается, мясо варится в большом котле и делится между всеми присутствующими. Кости сжигаются, а если жертвоприношение Богине-матери, то кости закапываются в землю.
И сейчас есть такие обряды?
— И сейчас также есть, конечно.
По каким поводам их проводят?
— Засуха, по плану – раз в четыре года запланированное моление, и оно всегда бывает, может быть обряд на марийский праздник Семык, на начало жатвы, на ее конец, на окончание посевной и так далее.
А если говорить про традиции, то какие из них дошли до наших дней?
— Сохранился свадебный обряд. Свадьба начинается с вечера, за невестой отправляются после заката солнца. Невеста выкупается, одариваются родственники. Затем идет свадьба, ее ведет савуш (типа тамады). Его функции – охранять целостность невесты. Один из обрядов – полотенцем связываются руки жениха и невесты, чтобы они постоянно были вместе, потому что крали невесту.
Свадебный костюм невесты представляет собой несколько слоев национальной одежды. Голова должна обязательно быть покрыта покрывалом. Затем «свадебный поезд» – когда люди на лошадях и на телегах едут друг за другом – забирают невесту и вместе с женихом едут к нему домой, и следом, ближе к утру, едут родственники невесты. Все это должно происходить в течение одной ночи. Утром идет обряд выкупа воды. Уже невеста идет за водой к роднику или колодцу, бросает серебряную монету и как бы выкупает разрешение у воды, что можно брать воду из этого колодца или родника для себя.
Что нужно сделать для популяризации марийской культуры в России?
— Я вообще не считаю, что что-то где-то популяризируется. В городах уже однозначно ничего нет, несмотря на то, что в Москве и Санкт-Петербурге организуются сообщества марийцев и есть официальные представители от Республики Марий Эл.
У нас в республике сохраняются национальные праздники, в этом году Семык проводился на республиканском уровне, но это уже как дань, Минкультуры этим занимается, а не народ, это все театрализованные представления от Минкультуры, а не от народа.
Дети не очень хотят учить марийский язык, заставить – не заставишь. Рассказывать больше нужно, фильмы современные снимать, нужна современная подача информации и должен быть какой-то интерес у детей.
А почему дети не хотят изучать марийский язык?
— Появляется марийский акцент, и когда человек приезжает в другую местность, все спрашивают: «Почему ты так говоришь?» Наверное, у детей бывает такой период, что не хочется таких вопросов.
А в каких семьях марийский язык передается из поколения в поколение?
— Очень много в деревнях, где все говорят по марийски, в селах. И молодежь в том числе. Все пляшут очень лихо под современные марийские песни. Язык и культура, обычаи и национальные блюда сохранились в деревнях. Вот я езжу в гости, и друзья повсеместно готовят блюда национальной кухни, не к моему приезду, а вообще.
Как повысить туристическую привлекательность региона?
— Наверное, надо поднимать на новый уровень показ национальной культуры. Туристам нужно шоу: это и костюмы, и музыкальные инструменты, и связанное с этим образование – хореографическое и так далее.
Фото: РИА Новости / Максим Богодвид, из личного архива героини публикации