Перелет с двумя пересадками в Москве и Салехарде, потом еще час на вертолете неведомо куда и вот взору открываются красоты Приполярного Урала – горные заснеженные склоны и просторы тундры. Арктика – идеальное место, куда можно сбежать от повседневности. Именно так поступили глава Ямала Дмитрий Артюхов и его попутчик, блогер Богдан Булычев. Путешественники устроили гонки на упряжках, отведали печени оленя и просто наслаждались информационным детоксом. Какой губернатор «без камер» и чем поразил Ямал амбассадора Арктики – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».
Другая Арктика
С чего началось путешествие на край земли?
— Была долгая дорога, несколько видов транспорта. Я только прилетел из Мурманска, с двухчасовой пересадкой в Москве. Прилетаю в Салехард – и там еще час на вертолете. Представьте, какой движ! И вот мы приехали к ненцам, зашли в чум, еще в движении, все возбужденные! А глава семейства Юрий Вэненго нам говорит: «Да выдохните уже, вы чего? Вы там все бегаете-бегаете! Расслабьтесь! А то всю жизнь пропустите!»
И после этих слов мы с Дмитрием Андреевичем переглянулись (смеется), и думаем: действительно, куда мы все бежим? Очень хорошо запомнил эти слова главы семьи.
Связи не было. Был максимальный информационный детокс, который позволил очень сильно отдохнуть, перезагрузиться и посмотреть по-новому на многие вопросы. Не на бегу, в спокойном режиме, без камер спокойно обсуждали разные темы. Это запомнилось больше всего.
Чем поразил Ямал?
— Ямал обычно ассоциируется с тундрой, а мы поехали на Полярный Урал – это северо-западная часть ЯНАО, где обитают горные оленеводы, и в этом их уникальность. Здесь горные олени, как горные бараны, бродят по склонам Уральских гор. Это невероятное зрелище! Там до сих пор в горах лежит снег и кругом кристально чистые озера.
Еще путешествие запомнилось коренным населением – их открытостью и детской искренней добротой. Это подкупает. Думаешь: да ладно! Где-то еще живут такие люди, не испорченные веком потребления.
Мы приехали в гости к хантыйской семье с ненецкими корнями. Семья Вэненго – большая, вместе живет несколько поколений: бабушки, дедушки, много сыновей и братьев, на месте стоянки расположено три чума. Семья, можно сказать, богатая – у них трехтысячное стадо оленей. При этом они не избалованны вниманием туристов, говорят: «Ну, раз в год может мимо кто-то пройдет-проедет».
Так что самая главная достопримечательность этого места – люди. А на втором месте была природа – сначала Приполярного, а потом Полярного Урала.
Ритуальная жертва
Пожалуй, самый животрепещущий вопрос, когда речь идет о путешествии к оленеводам: кровь пили?
— Да, было. На второй день путешествия мы отправились кочевать: собрали все три чума, стадо запрягли в оленьи нарты и большим длинным обозом, который растянулся на несколько километров, несколько часов кочевали – перемещались на следующее место стоянки недалеко от озера. Это было так долго. Потом на этом месте мы разбили новый лагерь. Это место у них называется летовка (место, где кочевники проводят лето – Прим. ред.).
По традиции на летовке оленеводы приносят в жертву оленя. Животное забивают, затем вокруг собираются главы рода – только мужчины. Они пьют свежую кровь, едят внутренности, мясо оленя. Мы тоже стали участниками этого ритуала.
Итак, оленя освежевали, мы все сели в круг, включая главу региона, и по старшинству попробовали – сначала печень, потом другие внутренности. Все как полагается по традиции.
И Дмитрий Андреевич пил оленью кровь и ел печень?
— Ну, прямо кружками кровь не пил (смеется), но, как и все, поел печень и мясо – из уважения к коренным народам, живущим на земле, которую он возглавляет. Думаю, это абсолютно правильно для главы региона – уважать традиции народов, которые живут в округе.
Вы опытный путешественник по Арктике. Наверняка не впервые употребляли кровь оленя?
— Я отношусь с уважением к культуре разных народов. Когда ты у них в гостях, то, конечно, соблюдаешь их традиции. Поэтому я уже многое пробовал: и кровь оленя, и кровь марала.
Не скажу, конечно, что это для меня привычно, но я отношусь к этому спокойно: как сходить в необычный ресторан. Ты же каждый день не ешь блюда от мишленовского шеф-повара. Примерно так же я отношусь к традициям народов Севера.
Гонки с губернатором
Прокатились на оленьей упряжке?
— Не то что прокатились! Ненцы сказали: «Ну, вы же здесь. Давайте, учитесь!» И мы сделали полностью все сами. Нам выдали отдельные нарты – мне и губернатору. И мы помогали ловить оленей для своих упряжек, сами их запрягли, укомплектовали нарты и вместе с оленеводами кочевали. То есть губернатор сам управлял упряжкой, без чьей-либо помощи, как и я, собственно.
Мы с ним даже зацепились наперегонки (смеется)! Но его упряжка оказалась быстрее, и он обогнал меня и уехал вперед. Так что во внештатной гонке с главой Ямала – губернатор победил! И уехал вперед, причем очень далеко.
Обратила внимание, что вы оба устраиваете тест-драйвы для авто. Только вы – для Toyota, а он – отечественной «Лады». Обсудили машины с Дмитрием Андреевичем?
— Действительно, мы устраиваем проверку Арктикой традиционно для нашего партнера Toyota. Но в этом году мы делали тест-драйв для 50-летнего «Москвича». Это раритеный «Москвич», который участвовал в гонке «АЗЛК» и выигрывал несколько соревнований. Тест-драйв проходил на трассе «Колыма» в Якутию, в дороге мы застали –57 градусов – было очень круто!
Перед выездом на Ямал я узнал, что Дмитрий Андреевич тоже делает тест-драйвы, причем от знакомых. Они говорят: «О, прикольно! На Ямале губернатор сам ездит по региону на машине». Если у меня будет возможность, я бы тоже присоединился к одной из поездок губернатора. Но вот тут надо понимать, что у него очень плотный график, и если удастся его совместить с графиком наших съемок (у нас расписано все на год), то я с удовольствием составлю ему компанию.
Он часто берет с собой ямальцев. А в целом обсуждали с Артюховым автопром?
— Конечно, обсуждали! Я рассказывал о нашем производстве в России – о тюнинге автомобилей. Он рассказывал о своем опыте, как ездил по российским дорогам. Говорил, что собирается ехать сейчас. Пока не буду говорить, на какой машине поедет: думаю, скоро анонсирует.
Без камер
Какой ямальский губернатор в общении? Были общие темы?
— Да, были, и было очень много неофициальных разговоров, когда камеры выключались. В общении губернатор абсолютно открытый.
Когда ты видишь картинку высокопоставленного чиновника, она иногда не соответствует реальности. Здесь я тоже это увидел, но... Эта картинка не соответствует в другую сторону. Он и так максимально открыт, а в обычной жизни – еще больше. Губернатору не чужды интересы, которые любопытны простым людям. Просто когда включалась камера, обсуждали немного другие темы.
«Без камер», например, вели беседы о развитии туризма в регионе. Я делился своим опытом: рассказывал о том, что я видел, что из этого применимо для Ямала. Например, посоветовал по созданию баз отдыха – не зацикливаться только на красоте природы. Потому что в других арктических регионах она тоже плюс-минус похожа. Но основное отличие – это этнос, который там есть. И на этнос, однозначно, нужно делать упор. Дмитрий Андреевич сказал, что именно в этом направлении они работают, и большая часть туробъектов будет так или иначе завязана с этносом: и новая горнолыжка, и новые базы отдыха – все будет вокруг коренных малочисленных народов.
В прошлый раз вы рассказывали, что будете снимать фильм о Ямале, но так и не приехали. Будет фильм?
— Да, он будет! У нас этой весной не получилось приехать по метеоусловиям. Мы выехали чуть позже, в этом году случилась теплая весна, и мы с Таймыра не смогли уехать на Ямал, поэтому пришлось вернуться назад в Якутию. А так – все по плану, зимой 2024-го планируем приехать. Этот вопрос обсудили с губернатором тоже.
Рассказывал губернатору про наш проект об Арктике. Дмитрий Андреевич пригласил: «Приезжайте к нам в регион. На Чукотке делали, на Таймыре, в Якутии, а у нас почему-то еще не делали больших проектов». Договорились, что в ближайшее время будет крупная съемка: про коренные народы, недропользователей и туризм.
Фото: Богдан Булычев
Энциклопедия коренных народов России