Какими главными качествами должен обладать предприниматель? Что самое сложное в управлении коллективом IT-специалистов? Как меняется подход к управлению бизнесом за 20 лет на рынке? Как состояться в предпринимательстве, не переезжая в столицу? Об этом и многом другом «ФедералПресс» поговорил с исполнительным директором группы компаний «Гильдия Консультантов» Николаем Елатонцевым. Он занимается бизнесом с 2004 года, разрабатывая интернет-магазины и другие высоконагруженные проекты.
Николай Юрьевич, с чего начинался ваш путь в бизнесе?
— Начиналось все следующим образом: я учился на четвертом курсе в Туле. Была программа, по которой США приглашали людей на стажировку к себе в страну: директоров, руководителей отделов. В Туле был большой отбор, но я его прошел и в июле 2004 году улетел во Флориду. Там попал в компанию, которая делает веб-проекты, отстажировался. Вся эта поездка дала мне импульс, захотелось заниматься бизнесом, а не быть наемным специалистом. Я получил колоссальные впечатления, это был сильный импульс на открытие своей компании.
Почему вы не остались в Америке?
— У меня даже не было такой цели. Мне был на тот момент 21 год. Я не могу сказать, что хотел там остаться, мне было страшно там оставаться. Кому я там нужен? И виза была открыта только на месяц. Если бы пришло решение, то я в любом случае бы вернулся и потом осознанно туда поехал, но у меня не было такой цели.
Какие проекты вы разрабатывали на старте бизнеса?
— В 2004 году электронная коммерция не была популярной. Первые 10–15 сайтов – это были автосалоны. Мы делали порталы, корпоративные и промо-сайты.
Когда вы начали заниматься только электронной коммерцией?
— Переломный момент был в 2014 году, Именно тогда. У нас есть свое уникальное предложение, мы нашли своих клиентов и с этого момента стали развиваться быстрее. Кроме того, был еще один переломный момент, когда я попал в «Яндекс», в стартап Camp, узнал многое про стартапы и стал относиться к своей фирме не как к фирме, а как к стартапу. Мы стали искать уникальные торговые предложения и уникальные ниши. Сосредоточились на e-commerce.
Под вашим руководством работает более 20 человек, что самое сложное в управлении таким коллективом?
— Для меня самое сложное – это быть жестким руководителем. IT-сфера очень воспитанная, спокойная и интеллигентная. Демотивируют штрафы, авралы, повышение голоса. Но жестким иногда надо быть, потому что иначе получается клуб по интересам. Стараюсь другими методами, но если говорить, что тяжелее всего – это быть жестким с коллективом.
Ваша компания на рынке почти 20 лет. Как менялся подход к управлению бизнесом за все это время?
— Той части, за которую я отвечаю – 19 лет, а если взять всю группу компаний, то 22 года. Подход к управлению бизнесом глобально менялся вместе со мной. Если раньше в управлении у меня был принцип: я потащу за собой, я хочу показывать пример, я буду собой закрывать собой какие-то большие пласты, потому что в этом у меня крутая экспертиза, то сейчас же наоборот – выстраивание системности. Да, я всегда рядом, да, я – помощь, но чтобы предпринималось и исполнялось без меня, а я – всего лишь функция контроля. Менялся я и менялись подходы к управлению. Когда-то мне хотелось все тянуть самому, а сейчас желание – выстроить систему, которая будет работать без меня.
Когда было легче заниматься бизнесом, как только вы начинали строить свою компанию или сейчас?
— В любой момент времени бизнесом заниматься тяжело, потому что бизнес – это риски и ответственность. Это никогда никуда не исчезало.
Для тех людей, которые не совсем понимают, что такое бизнес, расскажите, что в нем самое сложное?
— Ответственность за людей. Понимание того, что клиент не платит, а от тебя очень много зависит. На тебя смотрит коллектив, а у него жены, дети, а я несу за все это ответственность: чтобы не было кассовых разрывов, чтобы вовремя выплачивались зарплаты. Ответственность – это самое сложное. Нужно понимать, что я не могу задержать зарплату, и мне хоть лопни, хоть тресни нужно предпринять что-то, если не получается, а за эти годы ситуации были очень разные.
Есть такой стереотип, что состояться в бизнесе можно только в столице. Что бы вы ответили людям, у которых такое мнение?
— Если 10–15 лет назад это была хотя бы дискуссионная тема, то после коронавируса говорить о том, что твое место решает, абсолютно не приходится. У нас сейчас пул клиентов, с которыми мы никогда не виделись и никогда не увидимся. Это Владивосток, Хабаровск, Казань и так далее. Сейчас – это очень неактуальная история.
10–15 лет назад было так, что я нахожусь в Туле, у нас было московское юрлицо, московский юридический адрес, московский телефон, и нужна была встреча именно лично. Я всегда говорил: «Ну сегодня уже не могу, давайте завтра». И завтра из Тулы приезжал в офис клиента. Я мотался в Москву как бешеный. А сейчас мотаюсь в Москву по совершенно другим делам, и если встречи там есть, то это уже давнишние клиенты, с которыми мы обсуждаем какие-то будущие проекты. Это очень разовая история. Глобально этот стереотип потерял всю актуальность после коронавируса.
Какое влияние оказала спецоперация на отрасль, в которой вы работаете?
— Была очень тяжелая моральная ситуация, потому что российская и украинская IT индустрии были одним целым. На Украине огромное количество подрядчиков. Например, у нас ребята, которые занимались версткой, были с Украины, у кого-то там сидели контент-менеджеры, у кого-то – программисты. К нам пришли клиенты, потому что их команда отвалилась по понятным причинам. Это было морально тяжело и болезненно для отрасли.
Если говорить о бизнесе, то на нас это не повлияло, потому что все контрагенты у нас из России. А с моральной точки зрения, повторюсь, это было очень болезненно, потому что российское и украинское IT-сообщество было едино.
Назовите три главных качества, которые должны быть у хорошего предпринимателя?
— Умение быстро учиться. Умения ловить конъюнктуру. Удача. Что бы ни произошло у предпринимателя, как бы он ни вкалывал, без удачи иногда ничего может не получиться. Конъюнктуру нужно понимать, нужно понимать, куда вовремя сунуться, какое направление открыть, что поменять и так далее, и тому подобное.
Чтобы вы посоветовали начинающим бизнесменам?
— Я бы посоветовал учиться правильному подходу, учиться находить нишу, делать спрос, понимать, где он. Если предприниматель начинает заниматься каким-то бизнесом, то в этом бизнесе уже есть кто-то. Значит, нужно быть или лучше него, или как-то от него отстроиться. Для того, чтобы это сделать, нужно огромное количество гипотез перебрать. Умение быстро апробировать гипотезы очень важно. Это надо делать, чтобы найти свое место под солнцем.
Если сейчас прийти в e-commerce, это очень перегретая отрасль, но, может быть, кто-то зайдет и скажет: «Все работают со стоимостью часа в 2000–3000 рублей, а мы при таком же качестве сумеем вам делать задачи по 300 рублей час». И все, он перевернет рынок, грубо говоря.
Фото: pxhere.com, из личного архива Николая Елатонцева
Человеческий капитал