Top.Mail.Ru
Политика
Камчатский край
0

Владимир Солодов: «Камчатка меня сильно изменила»

Владимир Солодов
Губернатор Камчатки рассказал, что изменилось в его жизни за годы управления регионом

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов занимает свою должность уже три года. В регионе стремительно развивается туризм, он становится все привлекательнее для инвесторов. Изменился и внутренний настрой населения, особенно среди молодежи. В рамках Восточного экономического форума глава края рассказал в интервью «ФедералПресс», на что будет сделан акцент в дальнейшем, как будут реализованы новые поручения президента РФ, а также что изменилось за эти годы в его жизни.

Владимир Викторович, поделитесь мнением о пленарном заседании, удалось ли услышать ответы на все вопросы, которые вас волновали?

— В этом году ВЭФ приурочен к 10-летию нового этапа развития Дальнего Востока, и в своем выступлении на пленарном заседании президент России Владимир Путин эти итоги подвел и наметил определенные задачи на следующий этап. Четко прозвучало, что мы уже достигли серьезных результатов с точки зрения экономики, привлечения инвестиций, создания производств. Главная задача на следующий этап – транслировать этот экономический базис на реальные изменения в качестве жизни дальневосточника. В этом смысле я ставлю перед собой задачу: исполнить поручения президента – поставить человека во главу и сделать так, чтобы каждый дальневосточник почувствовал изменения к лучшему.

Прозвучало несколько значимых моментов, в том числе для Камчатки, выделю два самых главных. Первое – это поручение правительству РФ разработать к марту 2024 года программу развития авиационного сообщения. Это важно для всего Дальнего Востока, но для Камчатки в особенности, потому что практически мы островной субъект, хоть и полуостров, и полностью завязаны на воздушном сообщении. А внутри региона часто воздушные перевозки имеют безальтернативный характер. За последние годы в этом направлении есть серьезные подвижки, в первую очередь, с точки зрения доступности перелетов в Москву и из Москвы. Со своей стороны, я буду предлагать учесть в этой программе два аспекта: добавить в перечень субсидируемых маршрутов направления, которые должны связать Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Владивосток, потому что сегодня билет во Владивосток стоит дороже, чем билет в Москву, так как он не субсидируется. Программа очень хорошая, но именно в этом ключевой западающий элемент – связь с центрами самого округа.

Второй момент – субсидирование местных авиалиний, внутрирегиональные перелеты, потому что при таком нашем масштабе внутри нет альтернативы. И сейчас авиабилеты диспропорционально дорогие. Например, перелет в самый дальний поселок Аянка по экономически обоснованному тарифу стоит примерно 85–89 тысяч рублей в одну сторону. Мы субсидируем две трети стоимости, но все равно это очень дорого: 19–25 тысяч в одну сторону. Вот эти два направления, которые, на мой взгляд, нужно учесть, так как это отвечает запросам со стороны граждан.

Также президент России затронул тему жилищного строительства. Это достаточно серьезная задача для меня, и главное здесь – это распространение на ИЖС ипотеки. На Камчатке пока мы не очень продвинулись в этом направлении, но я рассчитываю сделать это приоритетом, в том числе с использованием механизмов деревянного домостроения. У нас достаточно мягкий климат, большая территория и неплохая инфраструктурная обеспеченность. К этому нужно еще добавить два фактора: это камчатский стиль жизни, который предполагает наличие собаки, снегохода, лыж; а также высокая сейсмическая зона, что влияет на удорожание многоквартирного дома. А возведение индивидуальной коробки практически не дорожает от сейсмических требований. То есть стоимость дома приближается к стоимости квартиры. Также решение президента увеличить лимит дальневосточной ипотеки до 9 млн рублей серьезно расширяет возможности. Поэтому это второе ключевое направление, которым мы будем заниматься. Готовим уже конкретные предложения и площадки.

Также я буду предлагать включить ИЖС в программу арендного жилья. Ранее об этом говорил Виталий Мутко, а мы будем прорабатывать дальше, чтобы аренда жилья стала доступной благодаря программе, которая объединяет федеральные и региональные ресурсы. Предоставление не квартиры, а индивидуального дома будет серьезным шагом в сторону привлечения высококвалифицированных специалистов и даже для приобретения жилья. Сейчас человек из другого региона приглашается на работу, например, врачом и вряд ли задумывается покупать квартиру в Петропавловске-Камчатском, так как приезжие редко связывают всю свою жизнь с Камчаткой. А когда у него будет возможность купить в ипотеку дом, то будет уже другая эмоциональная привязанность: «Я уеду, а домик на Камчатке останется».

Давайте поговорим о вас и о Камчатке. Как она вас изменила: уже три года там живете?

— На самом деле очень сильно изменила. У меня на Камчатке родились двое детей, мальчику – три года, девочке – годик. Стараюсь уделять им время, когда-то позавтракать вместе, искупать вечером перед сном, брать хотя бы один выходной в одну-две недели и выезжать на природу. Это обязательно нужно делать, когда ты живешь на Камчатке.

Здесь я в первый раз взошел на действующий Авачинский вулкан. У меня это заняло 3 часа и 17 минут в одну сторону, в среднем занимает пять часов. Вы забираетесь на вулкан, там открывается вид на соседний Корякский вулкан, справа – отличный вид на океан в случае отсутствия облачности, а под вами – действующий кратер, спустившись к которому вы чувствуете запах серы, горячий воздух.

Вот это для меня Камчатка! Это круче, чем Долина Гейзеров, и доступно каждому жителю, так как это не стоит ни рубля и не требует фантастической физической подготовки. Нужно доехать до Авачинского перевала, оставить там машину, взять палочки и просто идти. У нас был День вулкана, и тогда на него взошли около полутора тысяч человек, в том числе и дети, и пожилые – ходили целыми семьями.

Еще за это время я подготовился и пробежал первый в своей жизни марафон 42 км. Правда, бежал в Москве, но готовился на Камчатке. Что касается других изменений, то, думаю, со стороны виднее.

Как вы изменили Камчатку? Вы стали первым молодым губернатором в этом регионе, стали первым, кто постоянно в Сети, на связи в соцсетях, проводите прямые эфиры. Что еще «вашего» получил регион, какие принципы и правила вы внедрили?

— Можно много рассказывать про достижения, но мне кажется, вопрос не об этом. Недавно в одном из прямых эфиров пользователи эфиров пытались меня подловить. Выложили длинный список того, что я обещал, только вступив в должность, и потребовали отчитаться, что из него сделано. Выяснилось, что ни один из пунктов этого списка не обнулен. Да, есть подвижки во времени, объемах финансирования, однако работа идет. Я был приятно удивлен, это мое большое достижение.

Мне кажется, что на Камчатке за эти три года изменился настрой. Я вижу огромное внимание федеральной власти и крупного бизнеса к региону, то количество людей, которые интересуются, приезжают и далее хотят участвовать в развитии Камчатки, реализуют программы, вкладывают деньги. Камчатка на слуху и становится модной с точки зрения не только места отдыха. Я бы сказал, стало больше желания «что-то с Камчаткой сделать». Понятно, что богатые предприниматели не переезжают на Камчатку, титулованные ученые тоже не устраиваются в наш университет, но они хотят что-то сделать, вести курсы, какой-то проект профинансировать, поддержать кого-то из наших ярких предпринимателей.

Внутреннее ощущение меняется, особенно среди молодежи. Вообще здесь, к сожалению, очень сильный стереотип, который можно объяснить: «С Камчатки нужно свалить». Он во многом не имеет объективной составляющей. Я жил в нескольких регионах, и на Камчатке не самое плохое соотношение объективных факторов.

А изменения идут за счет ярких идей, возможности самореализации, каких-то символических действий. Например, мы каждому выпускнику школы организовали поездки в Долину Гейзеров вне зависимости от успеваемости и в любое удобное для него время. Кстати, недавно опубликовали рейтинг, и оказалось, что по уровню лояльности среди молодежи к региону Камчатка занимает одно из лидирующих мест в стране. Мы объективно в начале пути, и это то, на что мы нацелились.

Мы много знаем о потенциале Камчатского края. Есть ли у вас видение идеальной Камчатки? Если отбросить все ограничения во времени и финансах, в бюрократии и сопротивлении – какой она должна стать?

— Идеальная Камчатка – это место, где… Тут я процитирую одного из спикеров форума этого года – «интересно и комфортно». Здесь сейчас уже интересно, и надо, чтобы было комфортно. Но при этом создание комфорта, инфраструктуры, жилья, медицины, образования и прочего должно быть деликатным, и минимально вторгаться в природу. На первом месте – сохранение, на втором – доступность, на третьем – комфорт. Для меня идеальная Камчатка – где природа сохранена и делится с людьми своей мудростью.

Ранее «ФедералПресс» писал, что Камчатка представила на ВЭФ павильон с живыми краснокнижными соколами.

Фото: правительство Камчатского края

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.