Псковская область – динамично развивающийся регион. За последние пять лет многое удалось сделать: приведено в порядок большое количество дорог, отремонтированы больницы, открыты новые ФАПы, остановлен отток медперсонала, интенсивно расселяются аварийные дома и так далее. Кроме того, с каждым годом в регионе растет количество туристов, которые вносят существенный вклад в местный бюджет. Между тем геополитические изменения и географическое положение предлагают областному правительству новые вызовы. «ФедералПресс» обсудил с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым все самое важное: безопасность, экономику, социальную сферу и туризм, благодаря которому бюджет региона пополняется на несколько миллиардов в год.
Безопасность
Михаил Юрьевич, Псковская область – регион, географически близкий к странам НАТО. Какие меры безопасности принимаются в связи с этим?
— Говорить о том, что меры безопасности в части подавления беспилотников или их уничтожения нужно принимать из-за соседей, пока нет оснований. Ни один здравомыслящий человек, эксперт, руководитель не может со стопроцентной уверенностью назвать какое-то место на земном шаре, куда точно ничего не прилетит.
Только что проводил очередное совещание с военными и остался доволен. Одинаково с военачальниками на все эти вещи, слава богу, смотрим, поэтому я рассчитываю, что, объединив усилия, получится реализовать комплекс мер, который со значительной долей вероятности сможет либо подавить, либо своевременно уничтожить БПЛА.
Я не могу говорить всего, но мы выстраиваем многоуровневую защиту. Одна ее часть будет замкнута на ПВО, другая часть будет связана с работой определенных технических средств и оборудования и третья часть – с работой с населением. Несмотря на то, что задача обеспечения безопасности является задачей Минобороны, мы понимаем, в каком мире мы живем и какие задачи выполняет Минобороны, поэтому безопасность – это сегодня и личное дело, и личная ответственность каждого человека. Важно, чтобы люди понимали, на что обращать внимание, как себя вести при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации, и не поддавались панике, потому что часть мероприятий противника рассчитана именно на это.
Одна из задач работы на земле – это патрулирование, визуальный и с помощью различных технических средств контроль неба. В этой части у нас не такая сложная обстановка, как у тех регионов, которые непосредственно с Украиной граничат, но мы стараемся видеть ситуацию наперед. Понимаем, что есть целый ряд потенциальных угроз, и приняли решение о создании «Дружины», в которую вступили порядка тысячи человек. Они проходят проверочные мероприятия, но несколько десятков дружинников уже почти неделю патрулируют определенные квадраты.
Звучит тревожно, что объекты пытаются проникать в регион.
— Наоборот, тревожно – это когда что-то случается и нет адекватной реакции на это, нет объяснений, никто не делает выводы. А когда проводятся превентивные мероприятия и какие-то действия пресекаются, то это хорошо.
Экономика
Несмотря на турбулентность прошлого года, вы запустили два больших инвестиционных проекта: производство промышленных и медицинских газов и первую очередь завода «Титан-Полимер». В этом году удается держать такой высокий темп? Чем можете похвастаться?
— Хвастаться я не люблю, но десять инвестиционных соглашений на общую сумму без малого 12 миллиардов рублей с начала года мы подписали. Плюс на ПМЭФ мы также подписали несколько соглашений в сфере развития туризма. Пять инвестсоглашений на 2 млрд рублей. Это абсолютно предметные вещи: строительство гостиницы, открытие парка развлечений в Пскове. У нас не так давно в Великих Луках такой парк появился. Вот этот же инвестор построит подобный объект в Пскове. В Пушкинских Горах появится очень интересная современная гостиница.
Как изменился рынок сбыта в условиях массированного санкционного давления? Как подстраиваетесь под новые реалии? Каков объем экспорта за последние три года?
— Мы не подстраивались, мы прогнозировали и своевременно перестраивались. Понятно, что по определенным направлениям бизнеса были сложности. Мы с руководителями предприятий в ручном режиме отрабатывали все эти вещи. Помогали на региональном уровне, корректировали меры поддержки.
Хочу сказать спасибо правительству РФ. Мы находились с ними в тонкой постоянной коммуникации. Если возникала необходимость, то и наш министр промышленности и торговли Денис Мантуров, и первый зампредседателя правительства РФ Андрей Белоусов оперативно реагировали на наши обращения и корректировали на федеральном уровне меры поддержки.
У нас порядка 400 предприятий с иностранным капиталом, и практически никто не закрылся и не ушел. Сейчас, когда уже с бизнесом разговариваешь, уже многие говорят, что открылись новые возможности, в том числе связанные с экспортом.
В 2021 году объем экспорта составил 18,8 млрд рублей, в 2022 году – 16,8 млрд рублей, а в первом полугодии этого года – 9,2 млрд рублей. То есть не падаем, несмотря на все сложности, перестраиваются логистические цепочки, перенастраиваются рынки. Продукция направляется в страны Азии, арабского мира, с Белоруссией у нас динамично развиваются отношения.
Социальная сфера
Одна из приоритетных задач, которую перед вами ставил президент, – улучшение демографической ситуации в регионе. Удалось ли улучшить ситуацию и что вы для этого делаете?
— Понятно, что естественную убыль населения в ближайшее время мы не пересилим. Есть много объективных факторов, которые начинаются с демографического перехода и высокого среднего возраста населения и заканчиваются близостью Москвы и Санкт-Петербурга.
До Великой Отечественной войны на территории Псковской области проживало 1,5 млн человек, и после ее окончания численность населения так и не восстановилась. У нас убыль населения при 600 тыс. человек составляет от 7 до 2,5 тыс. человек ежегодно.
В решении демографических задач важно снизить смертность от онкологии, от болезней кровообращения. Мы сейчас большое внимание уделяем тому, чтобы на ранней стадии это все диагностировалось. В этой части колоссальную помощь оказывает президент, огромную роль играют национальные проекты здравоохранения. Например, за последние несколько лет только медоборудования мы закупили на 3 млрд рублей. Такого никогда не было!
Идея реформирования первичного звена здравоохранения, чтобы первая помощь в плане диагностики была в шаговой доступности, затем что-то серьезнее – районная больница и далее областная.
В регионе дефицит медицинских кадров. Как планируете менять ситуацию?
— У нас с каждым годом сокращалось количество медицинских кадров. Это происходило десятилетиями. В прошлом году мы этот маятник качнули в обратную сторону. Пока показатель небольшой – 2,5 %, но число медкадров начало увеличиваться.
В ближайшее время начнет работу новый учебно-лабораторный корпус ПсковГУ. Если мы сейчас порядка 500 медиков выпускаем, то будем 1,5 тысячи. Это даст возможность в течение нескольких лет полностью закрыть проблему медицинских кадров в регионе.
Понятно, что сломя голову они не побегут работать в полуразрушенные ФАПы. Над этим мы тоже работаем и построили 98 новых ФАПов.
Мы приняли серьезную программу региональных мер поддержки. Например, молодой специалист может заключить целевой договор и гарантированно получить рабочее место. Первые три года начинающему медику будут ежегодно выплачивать по 100–150 тысяч подъемных.
Если медик едет работать в ФАП по федеральной программе «Земский доктор», то, помимо федерального миллиона рублей, он получает еще региональную выплату в 0,5 миллиона. Служебное жилье после семи лет отработки в государственной системе медицины можно приватизировать. Если взять наставничество, то прибавляется 10 тыс. к окладу.
При встрече со студентами я говорю: «Ребят, Питер, Москва – все понятно, но вы там будете одними из тысячи, а здесь вы – наша псковская элита. Мы так и будем относиться. Если вы готовы работать, то мы сделаем все, чтобы вам было комфортно, удобно и чтобы вы были максимально социально защищены».
Псковская область получит дополнительно почти полмиллиарда рублей на расселение аварийного жилья. Позволят ли эти средства полностью закрыть этот вопрос? Сколько семей ждут переселения?
— Программа расселения аварийного жилья сейчас работает на те дома, которые признаны аварийными до 2017 года. Дополнительные средства позволят нам 198 домов расселить. Это примерно 2700 человек. После этого программа будет полностью выполнена. Мы планируем ее завершить до конца года.
Далее мы формируем заявки в новую программу. Туда войдут дома, которые признали аварийными до 2022 года. У нас четыре или пять муниципалитетов, где впервые за 30 лет построили новые дома.
Туризм
Откуда к вам приезжают туристы? Какова их география?
— Зависит от того, куда люди приезжают. Если говорить про паломников и Печоры, то это вся страна и бывший СНГ.
Если в целом говорить, то большая часть – это Петербург и Ленинградская область, Москва, Московская область, Тверь и наши соседи из Республики Беларусь. Это основное. Но и китайцы приезжают.
В июле вы запустили международный авиамаршрут «Псков – Минск». Он осуществляется за счет средств областного бюджета. Сколько средств тратит регион на субсидирование авиарейсов в Минск?
— Это серьезные и ощутимые для нас деньги – 1,8 млн рублей в неделю. Поэтому мы на парламентском собрании Союзных государств эту тему подняли. Огромное спасибо Вячеславу Володину, что он нас поддержал. Сейчас есть возможность через Госдуму поработать с Минтрансом, а второй вариант – субсидировать за счет бюджета Союзного государства.
Задача развития авиасообщения с Минском – это не только задача Псковской области, хотя для нас это важно и интересно. Сейчас получается, что мы это все делаем за свой счет. В этом году мы, скорее всего, октябрь отлетаем и на зиму полеты прекратим, а в следующем году задача стоит максимально этот маршрут популяризировать и за полноценный сезон постараться его скатать.
Что привлекает туристов в регион?
— Газа и нефти у нас нет (Смеется. – Прим. ред.), зато мы имеем огромное историко-культурное наследие. Есть абсолютно уникальные вещи, храмы, монастыри с фресками XII века – такого нет нигде. Например, Псково-Печерский монастырь, который за все время своего существования ни разу не закрывался. Это украшает город и привлекает в Печоры людей из самых разных уголков.
Мы стараемся раскрывать потенциал места – показать его душу, историю. Рассказать об удивительной истории старчества, если про Псково-Печерский монастырь говорить. Конечно, люди тянутся, но это место особенное, намоленное. Пещеры, которым гораздо больше чем 550 лет. Гости всегда с удивлением слушают о том, что там до сих пор захоранивают, причем не закапывают, а просто ставят в нише гробы с покойниками, и тела не пахнут. В то же время стоят цветы, которые издают свой аромат, и причем очень долго. У нас есть проект экотуризма, утвержденный на федеральном уровне. Он называется «С грохотом по фермам» или «Глаза страшатся – руки делают». Это направление быстро развивается, и оно очень популярное.
В сезон у вас всегда стопроцентная загрузка гостиниц, а сам город постоянно фигурирует в числе наиболее интересных турнаправлений Северо-Запада. В прошлом году Псковскую область посетило рекордное число гостей – 460 тыс. человек. Как это отражается на бюджете региона?
— 460 тыс. – это только то, что фиксируется. Это официальные средства массового размещения. Если говорить про экскурсии, то в прошлом году у нас было 2 млн экскурсантов. В этом году, я думаю, что будет чуточку больше. Например, директор музея-заповедника «Михайловское» в Пушкинских Горах сообщил, что на сегодняшний день количество экскурсантов уже было большим, чем годом ранее. При этом пик – пушкинская осень – еще не наступил. По словам директора, в 2023 году количество посетителей приблизится к историческому максимуму.
В прошлом году туристы принесли в бюджет 2 млрд рублей, а в этом году будет не меньше.
Интервью подготовлено в рамках проекта «Паспорт Псковской области». Ранее выходил материал «Псковская область в цифрах и фактах: каким дошел до нас через века древний форпост Руси на Северо-Западе». В четверг, 21 сентября 2023 года, читайте топ-10 исторических фактов про Псковскую область.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина; Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова
Паспорт регионов РФ