Сегодня отмечается Всемирный день косплея. В Екатеринбурге шоу, на которых обычные люди наряжаются в костюмы героев кино, комиксов, мультсериалов и компьютерных игр, проходят уже больше двадцати лет. О том, чем российский косплей отличается от зарубежного, сколько может стоить наряд, каких персонажей изображают чаще всего и почему среди них так мало вымышленных россиян, «ФедералПресс» рассказала руководитель молодежного центра «Лидер», организатор фестиваля «АзияБриз» Светлана Зимина (Федорова).
«Российский косплей очень уважают»
В чем отличие российского косплея от зарубежного? Какой путь он прошел за прошедшие десятилетия?
— Российский косплей очень уважают за рубежом. Наше сообщество даже довольно токсично за счет того, что очень сильно «впаривают» за идентичность персонажа – чтобы все было точно и качественно. Например, за границей, даже если ты весишь триста килограммов и надел костюм персонажа, ты уже молодец. Если ты просто надел парик и подкрасился, ты уже считаешься косплеером. А в России появилось понятие «закос под косплей», «закос под персонажа» – это как раз какие-то элементы образа. Это не считается полноценным косплеем.
Российский косплей появился в конце 1990-х, когда никого в экономике не интересовало субкультурное, поп-культурное направление – денег на тот момент это особо не приносило. Энтузиастам пришлось брать все в свои руки. В результате фестиваль шел всего два-три часа, за которые можно пустить на сцену 20–30 человек, – а подавалось сто заявок. Это создавало определенную конкуренцию, и косплей начал сильно расти: надо было сделать как можно круче, чтобы хотя бы просто попасть на сцену, не говоря уже о победе в конкурсе.
Когда появилось екатеринбургское косплей-сообщество?
— В 2000-м состоялся самый первый «закос под косплей», а с 2001-го стали проводиться постоянные косплей-тусовки и вечера.
Какое место занимает уральская школа косплея?
— С Урала вышла целая плеяда косплееров, которые добились российского, а некоторые – и мирового успеха. Например, ныне распавшийся дуэт R&R, самый яркий период которого продолжался до 2016–2017 года, ездил и в Мексику, и в Италию. Ryoko из R&R сейчас вернулась и в последние два года постоянно выступает на фестивалях. Из Екатеринбурга вышел Майкл Мураки, который теперь продвигается в Москве, – это самый яркий из тех, кто находится на взлете.
Если брать другие уральские города, то Fobos из Челябинска – очень яркая личность, один из старейших представителей косплея на Урале, который сам организует и ведет фестивали. В Перми есть Renton Torston – тоже организатор фестивалей и известный косплеер. В Тюмени популярна Ника Горбачева.
«Самый дорогой костюм стоил 150 тысяч»
Какие жанры косплея существуют?
— В основном на фестивалях единая система: одиночное дефиле, парное, командное. Есть шоу-дефиле, где применяются спецэффекты, и экшн-дефиле, когда, например, устраивают сражение. Иногда проводят отдельные конкурсы для «западных» и «восточных» персонажей или отдельно выделяют косплей по компьютерным играм.
Сейчас популярен «антикосплей», или «лоукост» – когда из ничего делают подобие костюма. Это очень смешно выглядит и требует не так много усилий, чтобы реализовать интересные идеи. Такие конкурсы проводят ближе к концу программы, чтобы народ мог посмеяться.
Костюмы принято шить самим или делать на заказ?
— И то, и другое. Например, есть косплееры, которые увлекаются крафтом, но шить не умеют. Поэтому они пошив заказывают, а атрибуты делают сами. Паять «светяшки» тоже не каждый сможет. Полноценный мастер-косплеер, который лично делает все, начиная от пяток и заканчивая париком, – достаточно редкое явление. Но на некоторых профессиональных конкурсах есть правило: 80 % костюма должно быть сделано самостоятельно, а 20 % допускается заказывать.
Сейчас есть возможность закупать части костюмов на AliExpress и дорабатывать. Конечно, молодняк 12–15 лет носит и готовые костюмы, но большинство косплееров если и покупает, то только основу, доделывать которую проще, чем колупать все с нуля.
В целом сейчас больше возможностей и вариантов, чем в 2001 году. Тогда, например, люди красили собственные волосы, потому что парики были доступны только в двух вариантах – «блондинка» и «брюнетка» – и уж никак не 120 см длиной. А сейчас какой надо, такой и заказал. Хочешь с нуля – пожалуйста: покупай сетку, покупай трессы и сиди, сходи с ума.
Сколько может стоить костюм?
— Самый дешевый, «закосный» костюм из подручных материалов может стоить от 150 рублей. Самый дорогой, который встречался мне лично, стоил 150 тысяч. Но я знаю, что есть и более дорогие. Например, если заказывать силиконовый костюм матери зергов на все тело – представьте, сколько будет стоить ведро силикона.
Все зависит от того, какие материалы используются. Если у тебя доспехи из картона и линолеума – у тебя одна цена. А если ты используешь термопластик Worbla, который стоит пять тысяч за квадратный метр, то совсем другая.
Нужно ли уметь петь и танцевать для выступлений?
— Не обязательно. Понятно, что если есть какая-то база – например, ты гимнаст или паркурщик, – ты это включаешь в свои номера и это выглядит более круто, чем просто выйти на сцену и покружиться. Актерское искусство тоже помогает поставить хорошее дефиле. Разговаривать в микрофон практически все российские фестивали давно запретили. Косплееры все же не профессиональные актеры, и была куча разных ситуаций: микрофоны роняли и так далее. Проще сделать красивую фонограмму, репетировать и выступать под нее. Продвинутые косплееры записывают их специально, чуть ли не на профессиональных студиях.
«Визуальная культура в России находится в зачаточном состоянии»
Кого чаще всего стали изображать, а кто выходит из моды?
— Сейчас лидирует Genshin Impact, до него был «Клинок, рассекающий демонов». Есть тренды, которые не умирают: «Сейлор Мун», «Атака титанов», «Наруто». На любом фестивале какой-нибудь персонаж из них да бегает. Но в последние два года Genshin вне конкуренции. Еще поднялся фэндом дунхуа – китайских мультсериалов. Сейчас вот начнется новая волна в связи с выпуском второго сезона «Благословения небожителей», косплееров будет очень много. Барби тоже появятся в большом количестве.
Сейчас некоторые фестивали, особенно живущие на государственные гранты, продвигают использование русских персонажей. Это как-то заходит?
— Это плохо заходит, потому что визуальная культура в России находится в зачаточном состоянии. Запад и Азия каждый месяц выдают на-гора новых персонажей. Почему не умирает тот же Genshin? Новую локацию в игре открыли – появились новые персонажи, все бегут делать костюмы. А у нас кроме «Майора Грома» и комиксов Bubble народ ничего особо не косплеит. Как только появится хорошая визуальная картинка, появится и косплей.
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова