Сегодня ни одна сфера деятельности не обходится без использования информационных технологий. Повсеместная цифровая трансформация и технологический переход требуют даже от студентов гуманитарных специальностей определенных знаний в ИТ-сфере. Именно этому посвящены образовательные программы МГИМО в рамках госпрограмм «Приоритет 2030» и «Цифровые кафедры». О том, как работают эти программы и какую роль высокие технологии играют в обучении студента, в интервью «ФедералПресс» директора Одинцовского кампуса МГИМО Елены Козловской.
Елена, почему в гуманитарных вузах востребованы высокие технологии? Чем обусловлен этот тренд?
— Цифровая трансформация и новый технологический переход формируют спрос на выпускников гуманитарных специальностей с дополнительными компетенциями в сфере высоких технологий.
Во многом это связано с фундаментальным изменением бизнес-моделей и связанных с ними процессов. Управление проектами требует от выпускника вуза навыков пользования программными продуктами. Без них достаточно тяжело осуществлять контроль и выполнение поставленных задач. Такие программы повышают оперативность коммуникации между сотрудниками всех звеньев, прозрачность бизнес-процессов и расширяют возможности планирования.
Какие гуманитарные навыки востребованы у ИТ-работодателя?
— Гуманитарии умеют анализировать сложные социокультурные контексты и превращать их в информацию, понятную и привлекательную для широкой аудитории. Без глубокого понимания некоторых общественных процессов достаточно сложно построить эффективный диалог с целевой аудиторией, и бизнес сегодня это понимает.
На ваш профессиональный взгляд, как найти правильный баланс между традиционным гуманитарным образованием и цифровыми технологиями?
— Для нас важно, чтобы образовательные программы соответствовали государственным стандартам и стандартам Университета МГИМО, а также могли быть гибкими и соответствовали требованиям времени. Мы считаем, что индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) – один из наиболее подходящих форматов обучения для динамично меняющегося рынка труда.
Поступая на основное направление подготовки (Major), студент выбирает дисциплины дополнительного профиля (Minor), отличающегося от основного, варьируя набор дисциплин и глубину погружения. Вариативность позволяет студенту стать соавтором своего образования и формировать тот набор компетенций, который сделает его успешным на рынке труда. На образовательный базис приходится примерно 80 % занятий студента, в свою очередь, на Minor приходятся оставшиеся 20 % – для каждого направления они разные.
ИОТ добавляет организационной сложности Университету, но мы рассматриваем эту модель как фактор долгосрочной конкурентоспособности в привлечении лучших абитуриентов, содержании и форматах образовательных программ, а также качества выпускников.
Какие высокотехнологичные направления обучения доступны студентам Одинцовского кампуса МГИМО?
— В этом году в рамках госпрограммы «Цифровые кафедры» на факультете финансовой экономики у нас стало на 3 направления профессиональной переподготовки больше. Их общее количество достигло 7: «Создание и управление ИТ продуктами»; «Анализ данных и управление на основе данных»; «Управление цифровой трансформацией»; «Цифровой маркетинг и медиа»; «Обработка текстовых данных (NLP)»; «Анализ финансовых данных»; «Геоданные и геоинформационные системы». Каждая программа рассчитана на 276–300 учебных часов. По итогам обучения студенты получают диплом о профессиональной переподготовке МГИМО.
Важным обязательным элементом для всех программ является программирование на языке Python. С этим нам помогает образовательный партнер – «Школа 21» Сбера. По программе прошлого года 706 студентов успешно прошли 5 интенсивов, а в этом году набор учащихся составил более 1050 человек. В 2023 году это 3 интенсива по программированию на базе новой переработанной программы для гуманитариев.
Фото: Елена Козловская