Девять лет назад госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС» стала первой в мире системой аварийного оповещения на транспорте в масштабе всей страны. При авариях она спасает жизни тысяч водителей и пассажиров ежегодно и в перспективе будет способна предотвращать ДТП. Как работает ЭРА-ГЛОНАСС и как эта государственная платформа «Интернета вещей» откроет небо для беспилотников – об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.
Алексей, в 2015 году ЭРА-ГЛОНАСС стала первой в мире системой аварийного оповещения на транспорте в масштабе всей страны. Как работает эта система и за счет чего спасает водителей и пассажиров при дорожно-транспортных авариях?
— В каждом подключенном к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» автомобиле есть «умное» устройство (устройство вызова экстренных оперативных служб – УВЭОС или кнопка SOS. – Прим. «ФедералПресс»), которое позволяет в автоматическом режиме после тяжелой аварии, когда водитель и пассажир могут быть не в состоянии самостоятельно вызвать экстренные службы, передать сигнал о помощи с точными координатами, чтобы медики и спасатели смогли как можно быстрее оказать помощь. Вызовы в среднем за 19 секунд поступают в региональные службы «112». ЭРА-ГЛОНАСС передает в цифровом виде не только сообщение об аварии, точные координаты и направление движения автомобиля, но и минимально необходимые данные об авто, которые помогут легче его найти и быстрее оказать необходимую помощь. Это класс и цвет автомобиля, а также тип горючего – это важно для спасателей, чтобы заранее принять решение по локализации возможного возгорания. Это особенно актуально при перспективном увеличении количества электрокаров на наших дорогах.
Сколько машин подключено к системе и сколько ЭРА-ГЛОНАСС получала аварийных вызовов за время работы?
— Поделюсь предметом нашей отдельной гордости: буквально несколько месяцев назад мы преодолели отметку в 10 миллионов подключенных транспортных средств и ежегодно планируем подключать около миллиона новых. Чем выше будет охват автопарка всей страны, тем эффективнее будет работать система, с еще большим положительным результатом.
Наша задача на текущий год – повысить функциональность системы, перейдя от аварийного оповещения к предупреждению ДТП. Это можно сделать за счет информирования водителя о дорожной ситуации: большинство «вторичных» аварий на трассах происходит из-за того, что водители не успевают заметить и среагировать на «первичные». Помимо этого, мы выведем на рынок новое поколение устройств вызова экстренных оперативных служб, которые позволят создать первую в мире государственную сервисную платформу для автовладельцев. Она включает, например, помимо оповещения о происшествиях по пути следования услугу по мониторингу собственного автомобиля при согласии собственника и поиск угнанных машин.
Всего за время работы ЭРА-ГЛОНАСС передано экстренным службам более 350 тысяч аварийных вызовов, 280 тысяч из них – автоматическое срабатывание при тяжелых ДТП. По данным от региональных систем «112», девять из десяти вызовов через ЭРА-ГЛОНАСС не были продублированы по другим каналам. Система способствует соблюдению правила «золотого часа» в медицине катастроф: помощь, оказанная в течение часа после аварии, кратно повышает шансы спасения жизней пострадавших людей. И статистика подтверждает, что ЭРА-ГЛОНАСС спасает ежегодно тысячи жизней.
Почему при создании ЭРА-ГЛОНАСС в качестве основного канала связи «автомобиль – экстренные службы» было выбрано сотовое подключение, а не спутниковое? Учитывая бескрайние российские просторы и неравномерность их покрытия сотовым сигналом.
— На момент запуска не было других доступных каналов связи. При этом наша виртуальная сеть использует радиопокрытие всех четырех федеральных мобильных операторов. Уникальное отличие ЭРА-ГЛОНАСС от подобных систем в мире – в случае недостаточного уровня сигнала для голосового вызова направляется SMS, что позволяет экстренным службам найти пострадавших даже там, где связи практически нет.
Понимая, что сегодня только треть территории страны покрыта сотовой связью, а на остальной территории передвигаются миллионы транспортных средств, мы работаем над применением отечественной спутниковой связи. В течение полутора – двух месяцев мы создадим предсерийные «несотовые» устройства, начнем их тестировать, например, на школьных автобусах в отдаленных районах.
Когда ЭРА-ГЛОНАСС начала проектироваться и создаваться, перспективы «Интернета вещей» как сквозной цифровой технологии, применимой во всех областях жизни, еще не были очевидными. Тем не менее ЭРА-ГЛОНАСС развивает сервисы «Интернета вещей». Получается, что разработчикам платформы удалось заложить в ее архитектуру возможность развития с учетом самых актуальных технологических трендов?
— Все так. И сегодня мы являемся одним из крупнейших операторов «Интернета вещей» на российском транспорте.
Изначально базовая функция платформы предполагала аварийное оповещение для повышения безопасности автотранспорта, в прошлом году мы протестировали возможность ее масштабирования на маломерные водные суда и малую авиацию.
На основе этой же системы мы развиваем российские сервисы мониторинга любых видов транспорта и подвижных объектов: у нас есть «Мониторинг ЭРА», «Авиационный мониторинг», которые станут основой для Федеральной навигационной информационной системы – ФНИС, нового модуля на базе ГОСТЕХа.
Современное транспортное средство, будучи высокотехнологичным, требует защиты от хакерских атак и взломов программного обеспечения. И мы работаем над созданием первой в России платформы кибербезопасности транспортных средств.
«Интернет вещей» сейчас чрезвычайно важен для робототехники и беспилотников. Мы разрабатываем концепцию «Цифрового неба России», которая предполагает связность большого количества летающих объектов и авиадронов, которые важно соединить между собой, они должны видеть друг друга. Без этого невозможно массовое применение беспилотных воздушных судов. А сегодня наш «авиационный мониторинг» на базе ЭРА-ГЛОНАСС мы предлагаем использовать для исключения сущестующих запретов и открытия неба для авиабеспилотников.
АО «ГЛОНАСС» в активной фазе перехода от компании-монопродукта к технологическому лидеру в навигационно-связных решениях, которые повышают безопасность транспортного комплекса, решают целый ряд существующих проблем и перспективных барьеров развития транспорта и логистики в интересах людей, государства и бизнеса.
Фото: Пресс-служба ГЛОНАСС