Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ: экономике Дальнего Востока нужны роботы

Робот
Эксперт рассказал о важности сотрудничества с другими государствами в области современных технологий

Санкции давят, партнеры отворачиваются, цепочки поставок меняется. Но и на этом фоне ряд регионов продолжает показывать рост производства и экономики. Шансы на быстрый рост есть и у остальных – за счет соседей, господдержки и сотрудничества, особенно в сфере современных технологий. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким в интервью «ФедералПресс» рассказал о причинах роста и падения промышленного производства и новой роли Дальнего Востока в преобразование цепей поставок.

С чем связан рост производства и какие перспективы открываются перед Дальним Востоком для развития промышленности?

— В контексте проекта «Преобразование форм и инструментов кооперации участников цепей поставок российских компаний в новых условиях развития российского бизнеса», проводимого в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, мы попытались проанализировать некоторые вопросы, связанные с изменением роли Дальневосточного региона.

Дальний Восток занимает около 40 % территории России, где сосредоточено более 70 % рыбы, алмазов, почти половина лесных угодий и запасов золота, свыше 30 % – титана, меди и так далее. Это определяет растущую роль данного региона, как источника сырья, в цепочках поставок как для внутреннего потребления, так и для развития внешнеторговых связей. Например, в 2022 году товарооборот России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона увеличился на 13,7 % и прибавил еще 18,3 % за первые шесть месяцев 2023 года.

Планируются дальнейшие шаги, позволяющие превратить ДФО в один из мировых центров добычи полезных ископаемых за счет открытия и разработки более тысячи различных месторождений полезных ископаемых. Однако, освоение месторождений, расположенных на громадной территории, требует формирования новых схем кооперации между участниками рынка.

Стоит особенно подчеркнуть, что именно для удаленных регионов Дальнего Востока крайне актуальны вопросы координации инновационной активности компаний с учетом тех вызовов и задач расширения инфраструктуры, освоения новых территорий, строительства предприятий в арктических условиях при необходимости реконфигурации цепочек поставок, с которыми приходится сталкиваться.

Дальнему Востоку в федеральном центре уделяется огромное внимание. Но, очевидно, нужны еще меры поддержки. Какие, на ваш взгляд?

— Развитие масштабных горнодобывающих проектов связано с созданием соответствующей энергетической и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, что определяет необходимость формирования долгосрочных отношений с торговыми партнерами, соответствующего инвестиционного планирования. Данные задачи осложняются тем, что многие подобные проекты и месторождения расположены в изолированных регионах с ограниченной инфраструктурой и отсутствием доступа к электроэнергии.

Приходится учитывать, что состояние и протяженность дорожной сети делает транспортировку оборудования и материалов сложной и дорогостоящей, что требует, как развития кооперации, так и широкой государственной поддержки.

В настоящее время обширные регионы Дальнего Востока остаются недостаточно изученными из-за удаленности от основных промышленных центров и ограниченной транспортной доступности. В связи с этим развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона требует серьезных мер государственной поддержки.

Были введены специальные налоговые, административные и таможенные преференции на Дальнем Востоке, чтобы способствовать развитию промышленных площадок и высокотехнологичных производств, созданию новых рабочих мест. Уже действуют 754 резидента ТОР, которые подписали договоры с КРДВ на 5685 млрд рублей, 2608 млрд уже вложено. Таким образом существуют значительные предпосылки и драйверы развития роли региона в новой конфигурации цепей поставок.

Мир меняется, схемы экспорт и импорта – тоже. Как вы думаете, какие тенденции в промышленном производстве ожидаются на Дальнем Востоке?

— Многочисленные исследования демонстрировали некоторую несбалансированность регионального развития в целом, где отставание Дальнего Востока, в частности, может быть связано с демографической ситуацией. Однако в этом контексте расположение региона на границе можно рассмотреть, как определенное преимущество: одним из способов справиться с проблемой дефицита рабочей силы может стать развитие международного сотрудничества в этом направлении.

Кроме того, важно направить усилия на повышение производительности труда – это будет способствовать раскрытию промышленного потенциала региона, делая его более привлекательным как для предпринимателей, так и для работников. Китай, с которым граничит Приморский край, достиг значительного роста производительности и повышения качества продукции благодаря повсеместному внедрению роботов и теперь является крупнейшим в мире рынком промышленных роботов. Это произошло во многом благодаря государственной политике, способствующей модернизации производственного сектора страны. Опыт и компетенции соседей могут быть крайне полезны.

Санкции сильно ударили по экономике Дальнего Востока и столичного региона округа – Приморского края?

— Экономика Приморского края строится, с одной стороны, на добыче и первичной переработке для глобальных рынков – это так называемые начальные переделы в цепочке создания стоимости. С другой стороны – конечные переделы представлены здесь сборочными производствами, предлагающие продукцию для российского рынка. Основные отрасли края – деревообработка, рыболовство и рыбопереработка, горнодобывающая промышленность, судостроение, автосборка. При этом большую долю составляют именно обрабатывающие производства – 68,9 % по данным на 2022 год.

Санкции оказали сильное негативное влияние на экспорт в данном сегменте, поскольку переориентация поставок требует времени, и в плане импорта технологий, так как сложно оперативно найти аналоги.

Например, завод группы «Соллерс» во Владивостоке вполне успешно производил автомобили Mazda до кризиса февраля 2022 года, а в 2022-23 годах производственные объемы значительно снизились. Ранее объем производства составлял свыше 30 тысяч машин в год, а в 2018 году «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (МСМР) открыла в Приморье в ТОР «Надеждинская» – завод по производству двигателей Mazda, продукция которой отгружалась на автомобильные предприятия Mazda Motor Corp. в Японии. Прибыль и товарооборот компании играли достаточно важную роль в объеме промышленности Приморского края: 53,9 млрд рублей составила выручка за 2021 год. Сейчас группа «Соллерс» объявила о перезапуске завода.

Китай может помочь в этом вопросе?

— В последнее время международное сотрудничество становится все более важным в контексте глобализации и развития региональной торговли. Таким образом, важно оценить потенциал регионального развития как Приморского края, так и Дальнего Востока с точки зрения приграничного сотрудничества, влияние его на промышленный сектор региона.

Регион является узлом экономического коридора Китай-Монголия-Россия и занимает важное геополитическое и экономическое положение в реализации китайской инициативы «Один пояс-один путь». Цзилинь, расположенный на северо-востоке Китая, является важным стратегическим районом развития Китая со многими давно созданными промышленными центрами. Однако близость к столь промышленно-развитому региону может также влиять на развитие промышленности Приморского края. Очевидно, что густонаселенные промышленные регионы Китая, ставшие за последние десятилетия «глобальной фабрикой», со сформировавшимися цепочками поставок, присутствием ключевых мировых производителей, высокопроизводительной автоматизированной и роботизированной производственной базой, в условиях региональной интеграции могут оттягивать промышленный бизнес от соседей.

Безусловно, в долгосрочной перспективе, благодаря географической близости и взаимодополняющим преимуществам эти два региона имеют широкие перспективы для трансграничного взаимовыгодного сотрудничества, интеграции и реконфигурации цепей поставок.

Фото: ФедералПресс/ Анастасия Полетаева

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.