Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Единственный в мире дрессировщик на протезах Виталий Смолянец рассказал, как преодолевать свои страхи

Виталий Смолянец
Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

Девять лет назад Виталий Смолянец по дороге из Костромы в Ростов-на-Дону стал свидетелем страшного ДТП. На трассе в ограждение врезался УАЗ, из авто вылетел пассажир и оказался на середине дороги. Виталий не стал мешкать и вытолкнул пострадавшего с трассы, но сам он не успел увернуться от мчащейся к нему фуры. С тех пор Виталий Смолянец не только живет без обеих ног, но и умудряется дрессировать опасных хищников. О том, почему Виталий начал и продолжает без чувства страха дрессировать львиц, – в материале «ФедералПресс».

Расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать дрессировщиком и как пришли к этой профессии?

— Я не решил, это так судьба или жизнь распорядилась. Никогда не мечтал и не думал даже об этом. Я в 90-х работал водителем, и наш нынешний генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков в то время работал администратором на сцене цирка, который назывался «Сто улыбок». В то время мне задерживали зарплату, и он предложил мне работу водителя при цирке. И вот изначально я попал в цирк именно водителем.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

Позже он создал свой коллектив и забрал меня к себе. Сергей Григорьевич шел по карьерной лестнице все выше и выше, потом переездов стало все меньше и меньше, и у него были тигры, леопарды, львы. И в то время я пристроился на дополнительную работу как рабочий по уходу за животными. Так шаг за шагом я сперва был рабочим, потом ассистентом, потом мы уже вместе репетировали. И после этого Сергей Григорьевич мне предложил сделать свое собственное представление. Так вот я и стал дрессировщиком.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

А почему именно львицы?

— Изначально я с ними и работал. У меня были тигры, львы и леопарды. Но именно с львицами в то время никто не работал, поэтому я и решил попробовать.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

Не страшно ли вам?

— На этот вопрос я вам ответить не смогу. Я либо всегда боюсь, либо вообще ничего не боюсь. Это скорее похоже на вождение машины. Тут работает мышечная память и практически все трюки и само шоу делаешь уже по накатанной.

Как вы находите общий язык с животными?

— Все зависит от настроения животных. Разговариваю с ними, мы общаемся. Многим кажется, что они агрессивно себя ведут, но я их чувствую и внутри клетки все ощущается совсем иначе. У людей принято, что если лев рычит – значит, это что-то страшное. Но дело в том, что иногда рык – это не самое ужасное. Надо бояться тех моментов, когда у льва стеклянные глаза и уши прижаты – вот тогда по спине пробегает холодный пот.

А было такое, что на вас нападали?

— Такое было, да. Травмы производственные также имеются. Нет такого дрессировщика, у которого отсутствуют производственные травмы, это обычное дело. Издержки профессии, так сказать.

Некоторые зоозащитники считают, что в цирке к животным плохо относятся. Так ли это?

— Пускай каждый остается при своем мнении. Я так не считаю, так как если таких животных обижать, то рано или поздно они ответят и тогда будет гораздо хуже. Поэтому надо любить животных и дружить с ними. Тогда эффекта будет больше и лучше.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

А как животные попадают к вам?

— Чаще всего они рождаются в цирке. Либо они приходят к нам из зоопарка, то есть из природы их никто не отлавливает. То есть они в дикой природе точно не смогут самостоятельно выжить. Многие и не хотят уже покидать стены цирка. Их там кормят, за ними ухаживают, лечат и пр. А в дикой природе такого нет. Элементарно, львица из зоопарка не сможет пробежать огромное расстояние для того, чтобы догнать свою жертву. Они к этому не приучены. Да, у них имеется хищный инстинкт, но адаптироваться они уже, скорее всего, в дикой природе не смогут.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

Есть ли у вас основной прием, как у дрессировщика?

— Мой основной прием – наблюдение. Нужно внимательно наблюдать за животным, оно показывает свои умения и на что способно. Потом эти навыки уже надо закреплять. Есть определенная азбука под названием «Общие трюки», где расписано построение, как поставить животное на задние лапы и прочее. Но это некий свод общих правил, а индивидуальные качества выявляются путем тщательного наблюдения. Кто-то больше в баланс, у кого-то больше в акробатику и прочее.

Виталий Смолянец чаще всего работает с львицами

С потерей ног вам стало ли как-то сложнее работать в цирке?

— Да, безусловно. Стало все гораздо сложнее. Раньше темп был гораздо быстрее, чем сейчас. Бывали такие моменты, когда животное за 3 месяца подготовлено и выпущено в работу. Сейчас бывает такое, что репетируем до 2,5 года. Есть ограничения. Мне очень сильно помогает жена, поэтому все идет своим чередом. Но, конечно, с ногами было легче.

Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.