Осень не за горами, и до начала отопительного сезона остается месяц. О том, как Екатеринбург готовится к зиме, о качестве водопроводной воды, износе коммунальных сетей, возможном повышении тарифов и конфликтах с управляющими компаниями в интервью «ФедералПресс» рассказал заместитель главы города Владимир Гейко.
О состоянии инженерных сетей и мутной воде
В Екатеринбурге прошел период гидравлических испытаний, или по-простонародному опрессовок. Много ли было аварий?
— Нет, у нас абсолютно все в рабочем режиме. Последний этап опрессовок прошел на прошлой неделе. За все время отмечено порядка 150 повреждений. Из них уже большая часть устранена. На магистральных трубопроводах зафиксировано около 45 повреждений. Остальное было на разводящих сетях, на мелких диаметрах. Причем давление подавали существенное – 1,25 от рабочего, то есть по максимуму.
В этом году опять постарались провести гидравлические испытания без отключения горячей воды. Понятно, что были моменты понижения температуры. Но каких-то ярких, серьезных случаев не было. Каждое утро мне присылают отчет по всем аварийным отключениям. Да, где-то отключения имели место, но ненадолго.
В период подготовки проводятся профилактические работы на источниках тепловой энергии. Когда отключается источник, который завязан в централизованную сеть теплоснабжения – а это порядка 75 % у нас в городе, – то мы жилой фонд и соцучреждения через централизованную сеть из других источников подпитываем и не отключаем. Но когда речь идет о локальных теплоисточниках, отключения избежать не удается.
Это максимум две недели. Работы, как правило, много. По городу такие ситуации отслеживаются. Уже несколько лет подряд контролируем выход теплоисточника с ППР. Раньше бывало, что ресурсники затягивали со сроками: например, горячую воду берут на анализы и тянут резину. Мы стали требовать жесткого соблюдения этих сроков. То есть две недели проходят, и котельная уже работает.
После опрессовок граждане во многих районах констатировали ухудшение качества водопроводной воды. С чем это связано?
— Были разные моменты: понижение температуры, ухудшение качества горячей воды. Во время гидравлических испытаний по регламенту идет понижение температуры.
Другое дело – появление в воде некой посторонней субстанции. Понижение и повышение температуры может значительно повлиять на морфологию воды. Задача ЕТК и ПАО «Т Плюс» – обеспечить сбор анализов, где-то применить очищающие реагенты, где-то проверить очистные сооружения на источниках. Поэтому понятно, что в периоды опрессовок где-то возможно ухудшение качества воды, но это абсолютно рабочий момент. Чтобы поддерживать трубы в рабочем состоянии, проводятся профилактические промывки, после устранения порывов также всегда идет промывка.
О готовности к зиме
Насколько город готов к зиме? Не будет ли препятствий к началу отопительного сезона?
— Мы сделали контрольный срез на 1 августа. По потребителям и по теплоисточникам готовность примерно 65–70%, то есть двигаемся абсолютно в графике. Некоторые теплоисточники уже и на 100 % готовы. По социальной сфере приемка идет, у нас задача к 1 сентября обеспечить полную готовность. Там у нас процент высокий: если брать промывки, опрессовки внутренних систем у потребителей, то это уже под 90 % по городу.
По замене тепловых сетей мы 50–60% сделали. Водопровод и каналиизацию под 80 % заменили. Электросетевая в этом году перевыполнила планы. После разных погодных капризов обнаружены слабые места, идет их ликвидация.
15 сентября у нас плановый срок получения паспортов готовности потребителей, технический старт отопительного сезона. В этом году поставлена задача к 1 сентября максимально обеспечить фактическую готовность. В техническом плане надеюсь, что все будет хорошо, если и есть какие-то отстающие направления, то их подтянут. Есть вопросы, которые мы из года в год поднимаем по потребителям, по поставщикам ресурсов. Но это все решается в рабочем режиме. Я провожу штабы с представителями всех ресурсоснабжающих организаций, надзорных органов, в том числе Ростехнадзора, прокуратуры.
В таком огромном городе, как Екатеринбург, полностью от проблем никогда не уйти, но они все решаемы. Есть не совсем радивые управляющие компании и ТСЖ, которые затягивают процесс. Бывают и не очень пунктуальные поставщики ресурсов. Если ПАО «Т Плюс» это надежный поставщик, то есть и другие, которые имеют, скажем, одну котельную, но это не совсем профильный для них актив, поэтому с ними приходится более тщательно работать.
В числе отстающих можно вспомнить управляющие компании «Народная» и «Лазурит», которые уже всем печально известны. Над такими поставщиками особый контроль, который мы ведем совместно с прокуратурой, потому что по-другому они не понимают. Крупные управляющие компании идут все в графике, у многих, как уже было сказано, 100%-я готовность.
Сейчас активно работаем с Региональным фондом капитального ремонта, чтобы все системы отопления на их объектах были отремонтированы до 1 сентября.
Об инвестициях в коммуналку
Какова на сегодняшний день потребность в замене инженерных коммуникаций? Какой объем средств для этого требуется и каковы источники финансирования?
— Тема износа сетей по-прежнему актуальна и остра. Причем не только у нас в городе, но и в российском масштабе. По оценке правительства РФ, средний износ коммунальных сетей составляет 50–60%. У нас именно такие цифры и по тепловым сетям, и по водопроводу, и по канализации.
Плановая замена происходит. Может быть, не в том объеме, в каком хотелось бы, но процесс идет. Основной источник финансирования – это средства предприятий, которые они закладывают в инвестпрограммы. Например, у ПАО «Т Плюс» в 2024 году затраты на обновление сетей составляют около 3 млрд рублей. Такие средства компания вкладывает ежегодно. И пусть в этом году мы меняем по протяженности сетей меньше, чем в прошлые годы, диаметр обновленных труб выше – более 500 мм.
Плюс еще идет строительство третьей насосной станции, которая обеспечит надежную гидравлику пяти из восьми районов Екатеринбурга. У нас она раньше была, эта третья насосная, но устарела. Сейчас в строй вступает новая, в ее строительство вложено порядка 700 миллионов рублей федеральных денег и средства ПАО «Т Плюс». В октябре станция уже начнет работать.
Кстати, привлечение средств федеральных программ очень помогает в реконструкции сетей. И мы продолжаем направлять заявки на федеральный уровень. Так, на следующий год подали в программу поддержки горводоканалов на сумму около 500 миллионов. Инвестиции энергетиков и газовиков также исчисляются сотнями миллионов. Ну и в бюджете города более 160 миллионов предусмотрено на замену сетей – тех, что находятся в муниципальной собственности, – и воды, и тепла, и электросетей.
О зловонии на Химмаше
Как в настоящий момент обстоят дела с реконструкцией Южной аэрационной станции? В свое время под инвестиционную программу «Водоканала» даже увеличивались тарифы для населения. Оборудование было закуплено, однако так и не установлено.
— Ведется большая работа по Южной Аэрационной станции в плане уменьшения неприятных запахов. В рамках инвестпрограммы «Водоканала» перечень работ там насчитывает десятки пунктов. В их числе и очистные, и аэрозоли, и закрытие каналов – то есть предусмотрены как технические, так и химические варианты. И надо сказать, что запах уменьшился. В любом случае, когда мы вывозим из отстойников остаток, ворошим ил, запах, конечно, появляется, но тем не менее при штатной приемке стоков такого зловония уже нет.
Что касается закупленного оборудования – да, в 2009–2010 году оно приобреталось, но для строительства цеха сушки осадков, чтобы ил преобразовать в биотопливо. Однако эта деятельность абсолютно никак не влияет на запах. А запах появляется, потому что прием стоков на Южной станции осуществляется с 85 % территории города. На северной, где стоит более современное оборудование, – только с 15 %. При этом она самодостаточна, полностью обеспечивает себя энергией. По южной станции тоже есть проекты реконструкции. Понятно, что суммы на их реализацию исчисляются в миллиардах рублей, но тем не менее делать это нужно. Сейчас мы дорабатываем проект и совместно с правительством региона ищем источник его финансирования.
В этом году у нас задача максимально довести проект до ума. А дальше уже будут видны пути реализации, и сроки станут понятны. Вспомните Западную фильтровальную станцию, мы что, за один год ее сделали? Нет, работа заняла несколько лет, вложения тоже в миллиардах исчислялись, но тем не менее получился объект, который в свое время занял второе место по России. Поэтому задача и здесь подойти так же качественно, с хорошим проектом и провести качественную работу. Источники финансирования могут быть разные, в том числе и концессия, и бюджетные средства, и инвестиционная составляющая в тарифе. Продумываем все варианты.
О новшествах и росте тарифов
Поставщик тепла ПАО «Т Плюс» еще в 2022 году анонсировал переход на новую систему ценообразования, так называемую «альтернативную котельную». Как обстоит дело с продвижением этого проекта в Екатеринбурге?
— Это финансовая модель, преобразования, направленные на вход города Екатеринбурга в определенную ценовую зону. Наверное, мы уже больше 10 лет ведем дискуссии по ее применению. Я знаю примеры городов, которые пошли по этому пути. Мы изучаем их опыт.
У нас в Екатеринбурге сложность в огромном количестве поставщиков ресурсов – это 52 организации. И условия применения ценовой зоны в городе Екатеринбурге относятся ко всем. Наверное, если бы у нас был единственный поставщик, мы бы с ним давно уже все вопросы и нюансы решили. Но на этом рынке очень много игроков. Это не значит, что мы отказались от внедрения «альтернативной котельной». И требования у нас ко всем одинаковые и жесткие. Но там возникают обязанности у всех снабжающих организаций готовить схемы теплоснабжения по своим зонам. Наша задача как администрации – защитить интересы города Екатеринбурга, поэтому к каждому этапу процесса относимся очень щепетильно. Сейчас мы уже предварительный проект соглашения разослали всем теплоснабжающим организациям. Далее будем выходить на правительство области с предложением к губернатору и далее – к руководству страны включить нас в этот механизм.
Наша задача – улучшить качество теплоснабжения, не повысить тарифы для населения либо предусмотреть механизмы компенсации. Кроме того, возникнет необходимость муниципального контроля за действиями всех игроков рынка, а для этого должна поменяться структура городской администрации, поскольку ответственность ляжет на городские власти.
Горожан интересует, в первую очередь, изменение тарифов – увеличатся они или уменьшатся? Звучало, что «альтернативная котельная» позволит снизить тарифы. Насколько это реально?
— «Альтернативная котельная» – это способ расчетов затрат на строительство теплоисточников. Рост тарифа для населения будет в пределах, которые нам РЭК ежегодно согласовывает. Поэтому у кого-то если будет тариф вылетать за нормативные значения, значит, вступит в действие предусмотренная методика компенсации затрат.
Но если говорить честно, как бы это ни звучало, тарифы у нас сегодня носят социальный характер, потому что фактические затраты на тепло, и воду, и канализацию, гораздо выше тех, что оплачивают граждане. И уже на федеральном уровне звучит, что надо искать пути увеличения тарифов, но при этом предусматривать компенсации со стороны государства для жителей. Но пока на екатеринбуржцах внедрение новой финансовой модели никак не скажется.
О конфликтах с управляющими компаниями
Читатели «ФедералПресс» часто жалуются на конфликты с управляющими компаниями и ТСЖ. Могут ли городские власти влиять на исход этих конфликтов?
— Управляющие компании – самостоятельные коммерческие организации, договоры граждане заключают с ними напрямую. И как-то непосредственно влиять на деятельность УК мы не можем. Можем лишь выступить своего рода арбитрами. Собственно, так и поступаем.
В любом случае, жители обращаются в администрацию города к муниципалитету.
В Екатеринбурге больше 120 управляющих компаний, 750 ТСЖ, 200 кооперативов, то есть у нас больше тысячи субъектов занимаются управлением жилищным фондом, тем не менее со всей ответственностью заявлю, что со всеми этими организациями налажен диалог. Правда, с кем-то он превращается в монолог. Что ж, привлекаем надзорные органы, идем в суды. Мы в рамках муниципального жилищного контроля на любые обращения выходим на место. Выдаем предложения, предписания, отслеживаем реакцию по отчетам. Должен сказать, что реакция есть всегда. А если УК не реагирует, то у нас есть две инстанции: Департамент жилищного надзора и прокуратура.
Понятно, что в судебные дела между собственниками и УК мы не вмешиваемся, но также можем высказать свое мнение. В целом я считаю, что полномочия муниципального контроля в жилищной сфере нужно увеличивать, и мы такие предложения делаем.
Но тем не менее, как показывает практика, там, где жители активны и ведут диалог с управляющей компанией, там эффект есть.
Некоторые принимают решение создать товарищество собственников недвижимости. При этом, понятно, испытывают противодействие со стороны управляющей компании, которая не хочет терять выгодный дом. Однако если все сделано по закону, у нас такие прецеденты есть, люди выходят. Но опять же во главе ТСН должен стать человек, который именно на благо жителей будет работать, а не ради бесплатной парковки, например. Бывает и такое, к сожалению.
Ну и надо очень строго следить за тем, как идут голосования. К сожалению, у нас рождаются протоколы, за которые жители не голосовали. Они попадают в Департамент жилищного строительного надзора. Коллегам тяжело разобраться, где правда. Поэтому если жители знают, что голосование не проходило, пусть тут же сообщают. Будем разбираться, департамент помогает всегда.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Иван Кабанов, Ирина Ромашкина
Разговор с кабмином