Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Гибридная связь открывает большие возможности: Алексей Райкевич о будущем госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС»

райкевич
Алексей Райкевич считает задачей компании как можно быстрее внедрить технологию в виде готового продукта

Ежегодно российская система аварийного оповещения на транспорте «ЭРА-ГЛОНАСС» спасает тысячи людей, попавших в ДТП. Сегодня к национальной платформе подключено уже более 11 миллионов автомобилей. Но сфера и возможности использования этой цифровой платформы гораздо шире. В «Открытой студии ФедералПресс» на Восточном экономическом форуме гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал, как компания собирается развивать «ЭРА-ГЛОНАСС», почему делает ставку на внедрение гибридной связи, какие инновационные решения может предложить для беспилотной авиации, лесного комплекса, морских судов и других отраслей.

Ставка на спутниковый канал

Алексей Анатольевич, в этом году система «ЭРА-ГЛОНАСС» достигла новой отметки: за время ее существования передали уже 400 тысяч аварийных вызовов о ДТП в службы спасения. Как сегодня развивается эта государственная информсистема, сколько автомобилей к ней подключено? И какие существуют планы по ее модернизации?

— Напомню, что Россия первой в мире создала такую систему в масштабах всей страны, запустив «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2015 году. Сегодня к нашей платформе подключено уже больше 11 миллионов транспортных средств. С каждым годом их число увеличивается примерно на один-полтора миллиона. И первостепенная задача менеджмента компании – обеспечить надежное и безопасное масштабирование системы.

Что касается ее развития и эволюции, то здесь мы тоже не стоим на месте: стараемся решить две принципиально важные для нас задачи. Первая заключается в том, чтобы система умела передавать аварийные сигналы из тех мест, где отсутствует сотовая связь. Сейчас «ЭРА-ГЛОНАСС» и подобные ей системы в мире работают по сотовой связи. Особенностью нашей страны является большая территория, и площадь ее покрытия мобильной сетью едва превышает 20 %. Но аварии происходят везде. Поэтому наша ключевая задача – технически обеспечить возможность передачи аварийного сигнала вне зоны действия сотовой связи. Это возможно сделать, используя спутниковый канал. Мы уже создали его и приступили к тестированию, потому что сроки введения новых законодательных норм также побуждают нас к этому.

Первопроходцы – лесная отрасль и морские суда

В каких сферах будете внедрять инновационный трекер?

— Начинаем с лесной отрасли. На ВЭФ-2024 подписали соглашения о пилотных проектах с двумя лесопромышленными компаниями – «Дом-Строй» и «Инг-лес», а также с «Рослесхозом», в рамках которых покажем работу инновационного трекера для лесной техники и аварийного оповещения, используя спутниковый канал. В ближайшие месяцы мы выведем на рынок уже готовое решение для компаний, работающих в лесопромышленном комплексе. Новый продукт повысит, во-первых, прозрачность этой отрасли за счет мониторинга местоположения всей техники в режиме онлайн. Во-вторых, что очень важно, мы решаем вопросы безопасности для работников, занятых в данной сфере. Не секрет, что их труд травмоопасен. Поэтому необходимо обеспечить те же лесосеки стабильной связью, чтобы в случае какого-то инцидента быстро сообщить о том, что нужна медицинская помощь. Или в случае, например, лесного пожара оперативно оповестить об угрозе работников. К сожалению, есть проблема, когда занятые на лесосеках люди узнают о пожарах позже, чем нужно для их спокойной эвакуации.

Также на этом форуме подписали соглашение о пилоте с компанией «АстраПорт Шиппинг», владеющей морскими судами. Здесь мы также решаем задачу обеспечения связью. Если крупные суда имеют связь, то средние и маломерные (а их флот в России насчитывает порядка 1,5 миллиона) – нет. Понятно, что нет необходимости оснащать спутниковой связью весь этот флот, но для значительной его доли следует предусмотреть такую возможность. Опять-таки это повысит безопасность, прозрачность и эффективность управления судами. Такие задачи мы постараемся решить в рамках пилотного соглашения с судовладельческой компанией. Перспективы хорошие: у себя трекер уже успешно испытали. Теперь протестируем у заказчика.
Наша цель – показать положительные результаты использования гибридной связи, которая позволяет передавать сигнал из любой точки России. Тем самым заинтересовать потенциальных заказчиков и дальше уже масштабировать это решение.

Мы попробуем протестировать новый продукт на школьных автобусах. Зачастую они курсируют между небольшими населенными пунктами по дорогам, где есть участки без сотовой связи. Полагаю, что отечественное решение, базирующееся на российских геостационарных спутниках, будет актуальным и очень интересным для решения задач безопасности детей.

Новая задача – предотвращать аварии

Первая задача вашей компании – внедрение гибридной связи и масштабирование этого продукта – понятна. А какова вторая задача по развитию системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

— Платформа должна стать еще более «умной» и функционировать не только в режиме оповещения по факту аварий, как это происходит сегодня. Сейчас мы боремся с последствиями ДТП. Однако мы видим потенциал нашей системы в том, чтобы с ее помощью предотвращать дорожные инциденты. Имея доступ к автомобилю, можно, например, на скоростных магистралях оповещать водителей о дорожных авариях по ходу движения. Такая информация позволит им своевременно сбросить скорость и успеть совершить маневр, чтобы самим не угодить в ДТП.

Отмечу, что сегодня статистика вторичных аварий очень тревожная. Особенно возрастают риски в ночное время, при плохих погодных условиях.

Идентификация беспилотников и уход от технологической зависимости

Еще одно актуальное направление для вашей компании – технологии связи для гражданских беспилотников. В июле вы представили свои разработки в этой сфере на форуме «Архипелаг», который на этот раз прошел на Сахалине. Какие решения для данной отрасли можете сегодня предложить?

— У нас есть платформа по мониторингу подвижных объектов, к которой подключены около 300 тысяч транспортных средств. Благодаря ей в режиме реального времени мониторим пассажирский транспорт, автомобили скорой помощи, технику, которая перевозит опасные грузы, малую авиацию. На летнем интенсиве «Архипелаг-2024» мы предложили эту платформу в качестве готового инструмента для трекинга беспилотной авиации.

Как уже сказал, мы малую авиацию успешно мониторим, а дроны – это те же малые объекты в воздухе. С помощью нашей платформы мы можем обеспечить дополнительную прозрачность и безопасность для применения гражданской беспилотной авиации. Что мы успешно и продемонстрировали на «Архипелаге»: все беспилотники, которые там летали, были подключены к нашей платформе. После чего было принято решение распространить ее на всю Сахалинскую область, тем самым смягчить ограничения и открыть небо для дронов.

Сейчас этот проект находится в стадии реализации. Надеюсь, что его результаты будут успешными и всех удовлетворят. И это откроет двери для масштабирования – снятия запретов на использование беспилотников в других регионах, то есть даст возможность нормально работать законопослушным пользователям БПЛА.

Получается, что ваша система позволяет идентифицировать летящий дрон?

— Совершенно верно. Например, сотрудник полиции заметил в небе беспилотник. Он может на своем планшете, интегрированном в нашу систему, в онлайн-режиме увидеть, что это за беспилотник, кому он принадлежит, санкционирован полет или нет. Да, это один из инструментов идентификации летящего дрона. Но не только: у нас есть тот же самый трекер со спутниковым каналом, который позволит видеть беспилотник в любой точке России. Отмечу, что сегодня стандартный трекер или маячки на авиабеспилотниках работают только через сотовую связь. И если беспилотник, везущий ценный груз, из-за неполадки потеряется где-нибудь в тайге, то его местонахождение никто сегодня не увидит. Только когда он не долетит до пункта назначения, начнутся поиски аппарата, стоимость которого может быть очень высокой. Подобные проблемы решаются только применением спутникового трекера.
Мы опять вернулись к тому, что гибридная связь универсальна. Ее можно использовать для аварийного оповещения школьных автобусов, в лесной промышленности, для морских судов, беспилотников и других сферах.

На ВЭФ-2024 как раз встречались с представителями МЧС. Наш общий план таков: вместе с министерством и Сахалинской областью протестировать беспилотник с трекером со спутниковым каналом, чтобы видеть везде перемещения дрона. Для Сахалинской области, это может не сильно актуально, потому что в регионе хорошее покрытие сотовой связью. Но это сверхважно для других регионов, где большие площади и много труднодоступных мест. Особенно это значимо, если нужно доставить грузы для живущих в отдаленных территориях людей.

Мы оптимистично смотрим на то, что гибридная связь найдет применение в самых разных отраслях экономики и послужит людям и стране. А для нашей компании это очень перспективное направление бизнеса.

Такая гибридная связь дороже?

— Безусловно. Она дороже в силу объективных причин. Связь нового поколения требует сложнейших технологий. Используются более мощные процессоры, более сложная компонентная база. Очевидно, что технологию гибридной связи, в первую очередь, будем задействовать для критически важных отраслей и сфер нашей жизни. А дальше – посмотрим. Потому что эта же технология применяется для голосовой спутниковой связи. И здесь существует огромная потребность на российском рынке. Потому что еще недавно его на 100 % закрывали иностранные компании, которые тесно сотрудничали с правительством США. Так сложились обстоятельства, что они уходят из нашей страны, и это подталкивает нас быстрее решать вопросы избавления от технологической зависимости.

Понимают это и в федеральном правительстве, что вопрос импортозамещения в данной сфере совсем не праздный. Поэтому наша задача – как можно быстрее внедрить технологию в виде готового продукта и распространить в разные сферы, где требуется надежная и, что немаловажно, отечественная спутниковая связь. И мы совместно с ведущими российскими компаниями обеспечим технологический суверенитет России.

На ВЭФ мы подписали соглашение с компанией «Газпром космические системы». Мы с нашим партнером ранее провели ряд успешных тестов российских малогабаритных трекеров, абонентских терминалов для передачи данных и голоса, разработанных АО «ГЛОНАСС». Преимущество создаваемых сервисов заключается в использовании ресурса российских действующих спутников на геостационарной орбите. Такой подход позволяет запускать решения уже сейчас, обеспечивает быстрое импортозамещение ушедших с российского рынка зарубежных провайдеров спутниковой связи. Совместная работа с «Газпром космические системы» позволит вывести на российский рынок ряд уникальных и таких востребованных сервисов, как транспортная телематика, мониторинг любых подвижных объектов на всей территории страны, а не только в зонах покрытия сотовой связи. Второй блок совместных решений – голосовая мобильная спутниковая связь для граждан и организаций, доступная также на всей территории России. Третье направление разрабатываемых с «Газпром космические системы» перспективных продуктов – это спутниковый канал для высокоточной навигации, в которой остро нуждаются, в частности, высокоавтоматизированные сельскохозяйственные машины и морской транспорт.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов

Сюжет по этой теме
24 июля 2024, 21:50

Восточный экономический форум

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.