Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, рост ключевой ставки и неоднозначный экономический прогноз, Свердловская область год за годом показывает прирост инвестиций. В чем секрет этого и как промышленное сердце России внезапно превратилось в центр моды федерального масштаба, а также о недооцененном потенциале креативной индустрии и прорывных проектах рассказал министр инвестиций региона Вадим Третьяков.
Вадим Валерьевич, как вы оцениваете приток инвестиций в 2024 году, насколько успешным был год в этом плане?
— Напомню, что по итогам 2023 года Свердловская область показала результат в 720 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В этом году губернатором Евгением Куйвашевым поставлена задача, чтобы показатель был не менее 800 миллиардов. Пока тренд положительный. По итогам полугодия мы показали рост в 40 % по сравнению с предыдущим периодом.
Такие результаты тем более ценны, что все мы понимаем: российский бизнес сейчас работает в сложнейших условиях. Это касается и международной обстановки, и уровня ключевой ставки, и многих других аспектов жизни. Но бояться сложностей не в наших правилах. Поэтому каждый день работаем над тем, чтобы помогать предпринимателям оставаться эффективными в их сферах деятельности.
Вот конкретика: для свердловских предпринимателей существует больше 300 мер господдежки, как региональных, так и федеральных. Чтобы разобраться, что подходит в конкретном случае, можно обратиться за бесплатной помощью, например, в Агентство по привлечению инвестиций или в Свердловский областной фонд поддержки. И пока вы сомневаетесь, тысячи примеров предпринимателей доказывают эффективность этой работы.
Деловая повестка региона достаточно насыщенная, в плане деловой активности мы входим в топ-5 регионов страны. Как вам кажется, какие еще меры мы могли бы предпринять, чтобы улучшать позиции?
— Полагаю, у нас нет угрозы выхода из этих топ-5. Мы были, есть и стабильно остаемся уверенным регионом-лидером. У нас для этого есть необходимая инфраструктура, профессиональные команды.
В 2024 году «Иннопром» прошел в партнерстве с ОАЭ
Под инфраструктурой в том числе подразумеваю и наш «Екатеринбург-Экспо», который после московских площадок – лучший в стране. Сетка мероприятий на 2025 год практически сверстана. Причем мы обращаем внимание не только на количество, но и на качество, на значимость, на статусность мероприятий. Таких мероприятий, как «Иннопром», у нас должно быть штук шесть в году, а лучше 12. За них нужно бороться – это наша задача.
Какие прорывные проекты этого года вы могли бы назвать?
— Для нас, как для инвестблока, любой проект прорывной, даже самый маленький. Бизнес получает наше внимание независимо от масштаба.
Есть яркие примеры, безусловно. Могу назвать первоуральский «Хромпик» – старейший химический комбинат не только на Урале, но и в России. Предприятие, созданное много лет назад, требует глубокой модернизации и реконструкции. Сейчас эта работа идет. Объемы инвестиций оцениваются 30 миллиардов рублей. Это один из наших приоритетных инвестпроектов, которые получают соответствующие преференции и льготы, в том числе налоговые. Важно, что модернизация производства позволит ему соответствовать всем современным требованиям, в том числе экологическим.
В Краснотурьинске запустили вторую очередь обогатительной фабрики компании «Полиметалл». Это один из лидеров по добыче золота и серебра в России. Объем налоговых отчислений после выхода предприятия на проектную мощность оценивается сотнями миллионов рублей в год. Этот проект – мощный стимул для развития всего северного куста территорий Свердловской области.
Обновление химико-металлургического комплекса на «Святогоре». Развитие Волховского ГОКа и деревообрабатывающего завода «Синергии». Говорить можно долго. Отдельная тема, например, развитие креативных индустрий.
В минувшем году именно в этой сфере Свердловская область заявила о себе на всю Россию. В чем секрет успеха недели моды U'Fashion?
— Проект U'Fashion, в рамках которого в Екатеринбурге в августе прошла первая международная неделя моды, – это инициатива губернатора Евгения Куйвашева. У этого было большое количество предпосылок. Урал – родина для многих брендов, которые сейчас блистают в том числе на международном уровне. Это и одежда, и украшения. И у многих начинающих проектов, которые берут пример с сильнейших, есть большой потенциал. В рамках недели моды нам удалось дать бизнесу в сфере моды то, что ему нужно: российские и международные байеры, дизайнеры, производители тканей, фурнитуры, украшений ближе познакомились друг с другом, нашли больше совместных точек соприкосновения, договорились о совместных проектах.
На этом мы не останавливаемся. Уже объявлено, что неделя моды будет ежегодной. Но и это еще не все. И в промежутках между этими яркими событиями мы помогаем представителям индустрии моды в продвижении их проектов. В том числе сейчас ведем переговоры о развитии сотрудничества с одним из крупных маркетплейсов.
Свердловская область входит в топ-10 рейтинга креативных регионов Агентства стратегических инициатив. Какие перспективы это открывает?
– Лидерские позиции, которые есть у Свердловской области в различных рейтингах от развития промышленности и креативных индустрий до уровня комфорта жизни, в целом влияют на имидж региона. На его привлекательность для потенциальных инвесторов. Для талантливых абитуриентов и студентов, которые находятся в процессе выбора – где учиться и где работать. Для состоявшихся специалистов, которые выбирают место для жизни своей семьи. Сейчас мы демонстрируем свои сильные стороны, свою конкурентоспособность по многим позициям. Но не сомневаюсь: можем еще лучше.
У нас есть Свердловская киностудия, которая является своего рода ядром креативных индустрий. Тем не менее главной темой развития все-таки выбрали дизайн и моду, а не кино. Почему?
— То, что в этом году так ярко прошла неделя моды, не значит, что другие креативные индустрии вне нашего внимания. О развитии киноиндустрии – в том числе на Урале – представители профессионального сообщества много дискутировали на Фестивале креативных индустрий, который недавно прошел в «Домне». Хотя я сам не являюсь специалистом в этой области, знаю, что и по поводу развития Свердловской киностудии есть различные мысли и идеи. Вообще, креативные индустрии в самом разном из проявлении от дизайна до IT – это наш пока еще по-прежнему не до конца оцененный резерв экономики.
Каковы инвестиционные перспективы Свердловской области в 2025 году?
— Уверен – отличные! Все наши вложения – и времени, и ресурсов – уже окупаются, и со временем каждый житель Свердловской области почувствует на себе эффект от этих дивидендов. Ведь в конечном счете весь инвестиционный процесс направлен на то, чтобы все уральцы жили богаче и счастливее.
Мы со стороны правительства Свердловской области по-прежнему будем сосредоточены на поддержке бизнеса. Как тех предприятий, которые направлены на производство продукции для потребителей на российском рынке, так и тех, у кого есть экспортный потенциал. Мы по-прежнему будем помогать в развитии малого и среднего бизнеса. Мы сохраним наш формат встреч с предпринимателями – в том числе это будут бизнес-завтраки в муниципалитетах, которые стали площадкой для честных разговоров не только о достижениях, но в первую очередь о трудностях. Будем искать системные решения вопросов предпринимателей, а там, где требуется, – искать индивидуальные подходы.
Продолжим плотно работать над получением федеральных мер поддержки. В том числе в рамках новых национальных проектов, объявленных президентом. По этому и многим другим поводам мы постоянно на связи с федеральным правительством. Свердловская область на хорошем счету, и наши предложения всегда воспринимаются конструктивно.
Фото: ФедералПресс / Алексей Мигалин, Антон Федулов, Полина Зиновьева, Вера Романескул, предоставлено Вадимом Третьяковым
Журнал «ФедералПресс»